Взаимозаменяемость сальников.

Однокромочный и двухкромочный (справа)сальники.

Сальник - устаревшее название, сохранившееся с тех времен, когда место соединения вращающихся валов с корпусом уплотнялось пенькой, войлоком, фетром и т. п., смазанными салом. Ныне эти детали официально именуют так: "Манжеты резиновые, армированные для валов". Именно этот конкретный вид формованных резинотехнических изделий включен в обзор.
Сальники, в отличие от подшипников, являются не стандартизованными, а нормализованными изделиями, то есть унифицированными для отрасли. Они изготовляются на специализированных предприятиях -заводах резинотехнических изделий (РТИ). Заказчиком и иногда разработчиком выступает конкретный машиностроительный завод.
Проектируя новую машину, механизм, узел, конструктор подбирает по каталогу отрасли наиболее подходящий сальник. И поскольку агрегаты одного и того же назначения, рассчитанные на примерно одинаковые нагрузки, имеют одни и те же типоразмеры подшипников, то совпадают и диаметры валов, и посадочных гнезд для них, и, соответственно, сальники. На заводах РТИ применяют в основном два вида обозначений. 

- Манжеты резиновые, армированные для валов. Например, 1-20х37-1, где 1 - тип манжеты (количество рабочих кромок); 20 -номинальный диаметр вала; 37 -наружный диаметр манжеты; 1 -группа резины.

- Манжеты резиновые для валов однокромочные из резины по ОСТ 110454-72. Например, 16х28х6, где 16 - номинальный диаметр вала; 28 - наружный диаметр; 6 - высота.

Но очень часто маркировку на сальниках определяет завод-заказчик. Обычно это номер по каталогу запасных частей в соответствии с единой семизначной системой нумерации, по которому определяется модель автомобиля (например, для ЗАЗ-1102 - 1102-3401027), где впервые был применен данный сальник, и агрегат, на котором он установлен Иногда на сальнике могут быть указаны его геометрические размеры (например, 45,1х31,5х8,5), то есть вопреки всем нормам в данном случае цифра 31,5 означает не номинальный диаметр вала, а внутренний диаметр сальника в свободном состоянии (Именно это и нужно чаще всего учитывать, если вы видите маркировку с нецелыми числами ) В некоторых случаях на сальнике вообще может стоять, скажем, пятизначный номер по какой-то внутризаводской номенклатуре И обязательно должен быть (и почти всегда есть) фирменный знак завода РТИ (основные из них приведены в ЗР, 1992, No 12)
Технические условия на "Манжеты резиновые, армированные для валов" изложены в ГОСТ 8752-79 Согласно им эти детали должны работать при температуре от -30 до +100°С, держать давление до 0,5 атм при скорости скольжения вала по рабочей кромке до 10 м/с
Изготовляют армированные манжеты всегда из бензомасло-стойкой резины на основе синтетических каучуков СКН (бутадиеннит-рильный) или СКФ (фторкаучук) Резина на основе последнего качественно выше, например, может работать при температурах до +200°С Чаще всего такие сальники имеют коричневый цвет
В представленную здесь таблицу включены почти все сальники внутренним диаметром от 8 до 80 мм наиболее распространенных в нашей стране марок автомототехники Поскольку именно внутренний диаметр определяет возможную взаимозаменяемость, сальники расположены в порядке его возрастания. Внутренний диаметр - номинального размера, то есть обозначает диаметр вала. Свободный внутренний диаметр обычно на 1-4 мм меньше.
Теперь о том, что такое условная взаимозаменяемость. По внутреннему размеру разница допустима в пределах 1 мм. При этом, если диаметр больше, чем нужно, сальник будет держать меньшее давление в герметизируемой полости, а если меньше, возможен быстрый износ рабочей кромки и даже термическое разрушение резины (в узлах с высокой частотой вращения вала). Если наружный диаметр меньше требуемого, наиболее простое решение при замене - выточить из металла переходное кольцо с учетом натягов при посадке в гнездо и при запрессовке сальника. Обратный вариант замены гораздо сложнее, ибо приходится растачивать гнездо в детали механизма под сальник большего диаметра. Высота (толщина) сальников, вообще говоря, параметр второстепенный, ибо при необходимости ее можно корректировать установкой дистанционных шайб. Почти абсолютно взаимозаменяемыми можно считать парные сальники, установленные "пакетом" один за другим, и сальники со спиральной рабочей кромкой, предназначенные для разных направлений вращения. Ну и, разумеется, надо учитывать, что установка однокромочного сальника вместо двухкромочного повышает вероятность потери герметичности.
Также надо учитывать и качество изделий разных РТИ. Скажем, сальники Балаковского завода, идущие на ВАЗ, гораздо лучше стоящих на "Таврии" или на многих марках мотоциклов. Впрочем, ситуация в наше время может быстро меняться (например, какой-нибудь автозавод найдет поставщика на Западе).В заключение хотелось бы отметить универсальность предлагаемой таблицы. Она представит интерес не только для владельцев выпускаемых у нас автомобилей, но, может быть, в еще большей степени для владельцев иномарок, устаревших машин, для самодеятельных конструкторов разного рода механизмов и особенно для мотоциклистов, которые испытывают в наше время гораздо больший дефицит запчастей, чем автолюбители.

 

САЛЬНИКИ
Размеры, мм Применяемость, марка, модель машины Место установки
16 8 7 М. "Карпаты", "Дельта" Рычаг сцепления
25,1 12 7 М. "Урал" Педаль и рычаг КП
26 13 8 ЗИЛ-4314 Рулевой вал
30 15 7 М. "Урал", "Днепр" Распредвал
35 15 7 М. "Карпаты", "Дельта" Коленвал
30 16 7 ВАЗ-2108, "Ока" Шток выбора передач
30 16 7 М. "Днепр" Педаль переключения КП
30 17 7,5 М. ИЖ-П, ИЖ-Ю Коленвал правый
47 17 10 М. "Восход" Коленвал правый
34,8 18 9 Лодочный мотор "Нептун" -
40 18,5 8 "Ока" Первичный вал КП
35 19 7 М. "Минск" Ступицы колес
37 19,3 10 ВАЗ-2101...-2107.-2121 Рулевой вал
32 20 6 М. "Восход" Вал кикстартера
32 20 7 "Газель" Рулевой вал
30 20 8,5 М. "Днепр" Вал кикстартера
35 20 10 "Волга", ГАЗ-3307 Рулевой вал
40 20 10 М. "Урал" Вал кикстартера
      Мотоколяска СЗД Коленвал правый и вентилятор
32 21 7 М. "Карпаты", "Дельта" Вторичный вал КП
34,5 22 6 КамАЗ Угловой редуктор РУ
      ЗИЛ Винт РУ
      УАЗ Вал червяка
35 23 6 ЗАЗ, ЛуАЗ, "Москвич-412" Рулевой вал, вал сошки
36,5 23 6,5 М. ИЖ-П, ИЖ-Ю Ступицы колес, вал кикстартера ИЖ-П
40 24 7 "Таврия" Первичный вал КП
42 24 7 АЗЛК-2141 Первичный вал КП
45 24 10 ЗАЗ, ЛуАЗ Первичный вал КП
46 24 11 ЗИЛ-4314, КамАЗ Насос гидроусилителя РУ
46 24 13,5 ЗИЛ-4314 Компрессор
38 25 8 М. "Урал", "Днепр" Ступицы колес
42 25 10 ЛуАЗ Полуоси
      М. "Тула", "Муравей" Ступицы колес
45 25 8 ВАЗ-2108 Первичный вал КП
52 25 6,5 М. ИЖ-Ю Коленвал промежуточный
52 25 10 М. ИЖ-Ю Коленвал левый
52 25 20 М. ИЖ-П Коленвал левый
62 25 8 М. ЯВА-638 Коленвал левый
38 26 7 ЗАЗ-968 Полуось
47 26 10 М. "Восход" Ступицы колес
40,25 27 7 М. "Восход" Вторичный вал КП
42 28 7 ВАЗ-2108,"0ка" Коленвал передн.; распредвал
47 28 8 ВАЗ-2101...-2107,-2121 Первичный вал КП
43 28,6 10 ВАЗ-2101...-2107.-2121 Вал сошки
45 30 8 ВАЗ-2101...-2107,-2121 Полуось заднего моста
45 30 7 "Таврия" Коленвал передний
47 30 10 ЗАЗ (агрегат 30 л.с.) Картер сцепления
50 30 9 "Москвич-412",ИЖ Первичный вал КП
52 30 8 М. ЯВА-638 Коленвал правый
52 30 10 М. ЯВА-638 Вторичный вал КП
45,1 32 8 М. "Урал", "Днепр" Первичный вал КП
50,5 32 12 УАЗ Кулак шарнира передн. моста
44 33 10 "Волга", УАЗ Вал сошки
49,25 33,4 9 "Москвич-412",ИЖ Удлинитель КП, внутр.
49,25 33,4 9,5 "Москвич-412", ИЖ Удлинитель КП, наружн.
48 34 10 ГАЗ-3307 Вал сошки
49,4 34 8 М. "Урал", "Днепр" Вилка кардана
      Мотоколяска СЗД Поводок кардана, задняя ступица
48 35 7 "Волга", "Газель" Первичн. вал 5-ступенч. КП
52 35 9 М. ИЖ, СЗД Вторичный вал КП
57 35 9 ВАЗ-2108, "Ока" Полуоси приводов
68 35,8 12 ВАЗ-2101...-2107,-2121 Фланец хвостовика ГП
68 35,8 12 "Нива" Фланцы переднего редуктора и КП
48 36,7 8 М. "Урал", "Днепр" Вторичный вал КП
52 38 7 "Таврия", "Ока" Ступицы задние
56 38 10 "Волга", "Газель" Удлинитель КП
56 40 7 ВАЗ-2101...-2107 Ступицы передние
58 40 9 ЗАЗ-968 Ступицы передние
60 40 10 "Таврия" Полуоси приводов
56 41 9 АЗЛК-2141 Фланцы приводов
55,7 41,2 9 "Москвич-412",ИЖ Полуось заднего моста
      Мотоколяска СЗД Ступица передняя
55,7 42 10 "Москвич-408", -2138 Коленвал передний
58 42 10 ЗИЛ-4314 Вал сошки
62 42 10 "Москвич-412",ИЖ Коленвал передний
62 42 10 ЛуАЗ, ЗАЗ, СЗД Ступицы задние (ЛуАЗ-все)
62 42 10 ЗИЛ-4314 Первичный вал КП
68 42 10 УАЗ Фланцы хвостовиков ГП и РК
75 42 10 "Волга", "Газель" Фланец хвостовика ГП
65 43 8 "Москвич-412", ИЖ Ступицы передние
70 50 10 М. "Урал" Коленвал
76 50 9,5 ГАЗ-3307 Вторичный вал КП
80 50 10 "Газель" Ступицы передние
72 52 10 "Волга" Полуоси и ступицы
82 54 10 ГАЗ-3307 Фланец хвостовика ГП
70 55 8 "Волга", "Газель" (16-клапанный двигатель) Коленвал передний
80 55 10 "Волга", УАЗ, ГАЗ Коленвал передний
76 55,3 8 КамАЗ Вал сошки
73,15 56 10 "Нива" Ступицы передние
82 56 10 ЗАЗ(ЗОл.с.) Коленвал передний, и задний.
80 60 10 КамАЗ -
85 60 10 УАЗ Ступицы колес
85 60 12 М. "Днепр" Коленвал
90 64 10 ГАЗ-3307 Ступица передняя
      "Газель" Ступица задняя
90 65 10 ЗАЗ-968, ЛуАЗ Коленвал задний, передний
90 65 10 УАЗ-469,-3151 Ступицы колес
90 70 10 ВАЗ-2101...-2107, -2121, "Ока", "Таврия" Коленвал задний
92 70 16 КамАЗ Фланцы валов КП, РК и ГП
100 76 11 "Москвич-408",-2138 Коленвал задний
100 80 10 ВАЗ-2108 и 16-клапанный двиг. "Волга", "Газель" Коленвал задний
105 82 10 "Москвич-412", ИЖ Коленвал задний

 

За Рулем  №2/1996

Hosted by uCoz