Вопрос вопросов для всех мотоциклистов – какое масло
заливать? Еще больше он обострился в последнее время:
десятки сортов смазочных материалов заполонили прилавки
магазинов. Свобода выбора – палка о двух концах: в вас
вселяется сомнение, что подойдет лучше всего для
любимого аппарата, не прогадать бы. А тут еще реклама,
способная кого угодно ввести в заблуждение. Вот мы и
решили помочь читателю во всем этом разобраться. Собрали
образцы наиболее популярных производителей и провели
цикл лабораторных испытаний. Начали с масел для
двухтактных двигателей.
-
Разберемся вначале, чем “двухтактные” масла
принципиально отличаются от “четырехтактных”.
Требования к последним жестче, ведь в четырехтактном
двигателе масло “работает” несколько тысяч
километров. Множество присадок в нем рассчитано на
длительный срок службы, а потому они совершенно
бесполезны в “двухтактнике”. Мало того, даже вредны:
не сгорая полностью, присадки оставляют в моторе
трудноудалимые отложения. В двухтактном двигателе
масло, сгорая вместе с бензином, фактически вылетает
в трубу, и требования к его смазывающим свойствам не
столь жесткие. Поэтому любое «четырехтактное» масло
может заменить «двухтактное», но не наоборот.
-
Главные же требования к “двухтактному” маслу – его
полное и бездымное сгорание, во-первых, и свойство
равномерно растворяться в бензине, во-вторых.
Последнее особенно важно для категории масел “self
mix” (самосмешивающихся), предназначенных для систем
раздельной смазки (если же на упаковке надпись “pre
mix”, значит, масло надо мешать с бензином).
-
До недавнего времени по всей стране мотоциклисты
использовали в двухтактных моторах М8В1 или М10Г2к
(так называемое “камазовское”), но мечтали достать
авиационное МС-20. Мы решили и их испытать – вне
зачета. А “конкурсные” – целый ряд импортных: “Ликви
Моли” (Liqui Moly), “Шелл” (Shell), “Эссо” (Esso),
“Тексако” (Texaco), “Моторекс” (Motorex), “Айпоун” (Ipone),
“Кастрол” (Castrol), “Вальволин” (Valvoline),
“Мотюль” (Motul), почти от всех фирм-производителей
по два вида, а также отечественное масло для
двухтактных двигателей МГД-14М.
-
Для того чтобы оценить качество содержания упаковок
с пестрыми этикетками, обратились в лабораторию АО “ЗиЛ”,
где доверили образцы масел специалистам. Чтобы
избежать пристрастий и предвзятостей, разлили их по
бутылкам без указания происхождения содержимого и
пометили только ни о чем не говорящими номерами.
-
Испытания смазывающих свойств показали ошеломляющие
результаты. Оказалось, что у многих зарубежных
“двухтактных” эти свойства не лучше, чем у
отечественных “четырехтактных” М8В1 и М10Г2к
(вспомните, что мы говорили в самом начале о
преимуществах «четырехтактных»). При этом разница
между полусинтетическими и синтетическими крайне
мала. И еще одно открытие: старое доброе авиационное
МС-20 – предел мечтаний многих — уступает почти
всем. Неудивительно, ведь в нем нет ни одной
присадки. Вывод: на отечественных “четырехтактных”
маслах ездить можно безбоязненно. Но учтите, что,
залив их в бак, придется мириться с повышенным
нагарообразованием и чрезмерной дымностью. И
регулярно чистить нагар в двигателе, иначе есть риск
загубить его.
-
А теперь приготовьтесь – вас ожидает шок.
Провоцирует его “гадкий утенок” – МГД-14М. Эта
отечественная “минералка” по антизадирным свойствам
уступает только синтетическому “Айпоун Samourai”, но
вместе с тем превосходит его, как и все остальные,
по противоизносным свойствам! Отсюда вывод: не все
то золото, что заграничное, не все дрянь, что наше.
МГД-14М вполне способно заменить импортные масла
даже на форсированных “двухтактниках”.
-
Для наглядности мы решили преобразовать абсолютные
величины трех важнейших параметров – критической
нагрузки (характеризующей смазывающие свойства),
диаметра пятна износа (противоизносные свойства) и
температуры вспышки (показывающей способность масла
воспламеняться) – в баллы. Худшие показатели оценили
единичкой, лучшие – десяткой. Честно говоря, с
температурой вспышки не все однозначно: многие
снижают ее специально, чтобы “вписаться” в жесткие
экологические требования. Но у нас не Европа –
дымность выхлопа не нормируется. И ладно: мотоциклов
в стране пока несравнимо меньше, чем автомобилей.
Поэтому для оценки температуры вспышки ввели
коэффициент значимости – 0,8. Кстати, величина
критической нагрузки важна для двигателей,
работающих в экстремальных режимах, т. е. для
имеющих отношение к спорту, а диаметр пятна износа —
для обычных дорожных байков.
-
Возьмите на заметку: продолжительность жизни вашего
двигателя зависит не только от достоинств масла, но
и в несравнимо большей степени – от концентрации его
в бензине. Мотор – что каша: маслом не испортишь. Не
экономьте, при регулярной эксплуатации мотоциклов в
дорожных условиях не разбавляйте масло в бензине
жиже, чем 1:50. Поверьте, лучше лишний раз нагар
почистить.
-
-
-
-
МГД-14М
25 баллов $1
Минеральное масло для смеси с
бензином |
Своим первым местом марка обязана
уникальному сочетанию высоких показателей.
Может применяться в самых разных мотоциклах,
от спортивных до дорожных. Косвенный, но,
тем не менее, серьезный недостаток – его
упаковка. Отсутствие каких-либо средств и
способов ee защиты позволяет не чистым на
руку дельцам налить в подобную банку все что
угодно. |
|
АЙПОУН Samourai Racing
23 баллa $12
Синтетическое масло для смеси с
бензином |
Чрезвычайно высокие смазывающие свойства
вознесли это масло на вершину рейтинга, не
смотря на скромные противоизносные качества.
Рекомендуем для высокофорсированных
(особенно спортивных) моторов. Уникальная
упаковка со встроенной мерной ёмкостью
облегчает приготовление смеси. |
|
Вальволин Competition 2T
17 баллов $4,5
Полусинтетическое масло для смеси с
бензином |
Не самые выдающиеся противоизносные свойства
на фоне приличных смазывающих и высокой
температуры вспышки жестко ориентируют
продукт на спортивное использование.
|
|
Мотюль 800 Racing Syntec
16 баллов $12,5
Cинтетическое масло для смеси с
бензином |
И вновь – масло для спорта. Марка
представлена в нашей стране много лет и
успела зарекомендовать себя с самой лучшей
стороны. |
|
Кастрол Super TT
16 баллов $5,4
Полусинтетическое масло
самосмешивающееся |
Идеальное средство для дорожного мотоцикла
или скутера. Причина тому - высочайшие
противоизносные свойства. |
|
Ликви Моли Synth 2T
15 баллов $9,5
Синтетическое масло
самосмешивающееся |
Универсальный продукт в лучшем смысле слова.
Способен выдерживать третью по величине
критическую нагрузку среди сравниваемых
средств. Подходит и для экстремальных
покатушек, и для интенсивной дорожной
эксплуатации. |
|
Вальволин Racing 2T
14 баллов $9,2
Синтетическое масло для смеси с
бензином |
Неплохое сочетание параметров, но
противоизносные свойства не высоки. Лучше
всего применять при спортивной езде.
|
|
Ликви Моли 2T
13 баллов $4,5
Полусинтетическое масло
самосмешивающееся |
Типичное масло для дорожных мотоциклов и
скутеров со средним сочетанием показателей.
Сфера применения — самая широкая, кроме
спорта. |
|
Тексако Motex 2T-X
12 баллов $4,8
Полусинтетическое масло
самосмешивающееся |
Высокие смазывающие свойства и малая
вязкость определяют сферу применения масла –
оно для систем с раздельной смазкой в
высокофорсированных моторах. |
|
Тексако Motex 2T
12 баллов $4,6
Минеральное масло самосмешивающееся
|
Отличные противоизносные свойства, худшие –
смазывающие. От форсированных двигателей его
лучше держать подальше. Зато в “Иж” пойдет.
А еще лучше – в бензопилу или газонокосилку.
|
|
Аупоун R2000
12 баллов $11
Полусинтетическое масло
самосмешивающееся |
В отличие от синтетического Samourai,
образец не показал выдающихся результатов.
Неясно и то, как продукт отмеривать – шкалы
в канистрах-упаковках нет. Нельзя умолчать:
цена, на наш взгляд, явно завышена.
|
|
Мотюль Motolube AS
11 баллов $6,2
Полусинтетическое масло
самосмешивающееся |
Подходящий вариант для форсированных
двигателей с раздельной системой смазки. Не
лучшие противоизносные свойства с лихвой
компенсируются высокими показателями
критической нагрузки. |
|
Эссо Synthetic 2T
11 баллов $7
Cинтетическое масло
самосмешивающееся |
Универсальное средство. Вроде бы все
отдельно взятые параметры и ничего…
Подпортили картину невысокие противоизносные
свойства. Пол-литровая упаковка очень
удобна. |
|
Шелл Advance VSX
8 баллов $5,4
Полусинтетическое масло
самосмешивающееся |
Средние показатели – самое обычное масло для
дорожного байка. В упаковках может
встретиться негерметичная крышка — не
ленитесь, проверяйте при покупке.
|
|
Шелл Advance S 2T
11 баллов $4,2
Минеральное масло самосмешивающееся
|
Масло не зря пользуется популярностью —
показатели немногим хуже, чем у более
дорогих «полусинтетических» собратьев.
|
|
Кастрол TTS Racing Syntec
8 баллов $11,5
Cинтетическое масло
самосмешивающееся |
Неплохой вариант для форсированных
двигателей, но невысокие противоизносные
свойства отодвигают это масло в «хвост»
нашего рейтинга. |
|
Эссо Special 2T
8 баллов $4
Полусинтетическое масло
самосмешивающееся |
Невысокие противоизносные свойства откинули
неплохое в общем-то масло в конец рейтинга.
|
|
Моторекс Cross Power
6 баллов $11
Cинтетическое масло
самосмешивающееся |
Хорошие смазывающие свойства сильно
подпорчены никудышными противоизносными.
|
-
Соотношение цена-качество каждого сорта масла вам
поможет определить составленная диаграмма. По
вертикали мы отложили “заработанные” образцами
баллы, по горизонтали – их цену в долларах. И
разделили полученное поле диагональю пополам.
Проанализируйте диаграмму и задумайтесь: не
заставляют ли вас переплачивать за масла,
оказавшиеся правее диагонали?
Казалось бы, фантастика — отечественное МГД-14М
обходит именитых мировых производителей! На самом
деле ничего удивительного нет — ведь нашей
минеральной основой пользуются лучшие зарубежные
фирмы, а российские заводы, в свою очередь,
пользуются тем же пакетом присадок, что и
производители самых “громких” марок. Вот только
дешевая упаковка прямо-таки провоцирует на подделки.
Не промахнитесь!
-
И
главный вывод: в нашем рейтинге нет плохих масел. Но
каждое из них должно соответствовать условиям
эксплуатации. Смотрите не на цену, а на параметры
жидкостей. Скажем, “гоночная” “синтетика” — не
лучший выбор для скутера. И наоборот. Так что,
воспользовавшись нашей информацией, вы сможете
продлить жизнь своему аппарату.
Название масел |
Вязкость при 100°С, мм2/с |
Вязкость при 40°С, мм2/с |
Индекс вязкости |
Температура вспышки, °С (баллы) |
Нагрузка критическая, Н (баллы) |
Нагрузка сваривания, Н |
Индекс задира |
Диаметр износа, мм (баллы) |
|
МГД-14М |
14,2 |
152,6 |
89 |
256 (7) |
980 (8) |
1646 |
46,5 |
0,45 (10) |
Кастрол Super ТТ |
9,1 |
67,2 |
112 |
144 (3) |
735 (4) |
1382 |
30,7 |
0,5 (9) |
Кастрол TTS Racing Syntec |
7,2 |
37,6 |
159 |
100 (2) |
657 (3) |
1470 |
31,2 |
0,9 (3) |
Мотюль Motolube AS |
9,7 |
61,1 |
142 |
102 (2) |
735 (4) |
1382 |
31,2 |
0,75 (5) |
Мотюль 800 Racing Syntec |
16,2 |
127,5 |
135 |
276 (8) |
735 (4) |
1568 |
31,2 |
0,79 (4) |
Шелл Advance S 2T |
10,2 |
82,5 |
102 |
186 (5) |
588 (2) |
1382 |
24,8 |
0,8 (4) |
Шелл Advance VSX 2Т |
7,3 |
42,7 |
113 |
104 (2) |
617 (2) |
1470 |
30,1 |
0,8 (4) |
Вальволин Competition 2T |
20,1 |
218,7 |
103 |
210 (6) |
657 (3) |
1568 |
31,0 |
0,6 (8) |
Вальволин Racing 2T |
18,3 |
163,4 |
110 |
258 (7) |
657 (3) |
1470 |
31,7 |
0,85(4) |
Ликви Моли 2Т |
6,8 |
40,1 |
110 |
140 (3) |
617 (2) |
1382 |
29,6 |
0,6 (8) |
Ликви Моли Synth 2T |
11,0 |
64,9 |
124 |
86 (2) |
872 (6) |
1470 |
38,6 |
0,66 (7) |
Айпоун R 2000 |
9,7 |
58,0 |
120 |
78 (2) |
588 (2) |
1568 |
26,0 |
0,6 (8) |
Айпоун Samourai Racing |
16,6 |
128,4 |
116 |
268 (8) |
1098 (10) |
1568 |
47,7 |
0,75 (5) |
Эссо Special 2T |
11,5 |
82,7 |
101 |
96 (2) |
784 (5) |
1568 |
39,1 |
1,0 (1) |
Эссо Synthetic 2T |
10,7 |
65,0 |
121 |
96 (2) |
696 (3) |
1470 |
30,9 |
0,7 (6) |
Моторекс Cross Power |
11,9 |
71,5 |
124 |
68 (1) |
735 (4) |
1470 |
33,9 |
1,0 (1) |
Тексако Motex 2T |
7,4 |
46,0 |
109 |
84 (2) |
549 (1) |
1470 |
24,9 |
0,52(9) |
Тексако Motex 2T-Х |
10,8 |
70,7 |
116 |
90 (2) |
832 (6) |
1470 |
39,5 |
0,82 (4) |
М8В1 |
8,0 |
65,0 |
102 |
208 |
760 |
2058 |
34 |
0,45 |
М10Г2к |
10 |
83 |
90 |
215 |
823 |
1842 |
40 |
0,5 |
МС-20 |
19,2 |
190 |
80 |
270 |
588 |
1640 |
26,4 |
0,75 |
-
-
Методика испытаний масел отработана
много лет назад и в проведении не слишком
сложна. Так, сопротивляемость смазки
критическим нагрузкам оценивается на
четырехшариковой машине. Принцип ее действия
сродни сверлильному станку, в котором вместо
сверла – четыре шарика, скрепленные в форме
пирамидки. Они давят на пластину, смоченную
испытуемым маслом. Во время 10-секундного
теста верхний шарик вращается со скоростью
1,5 тысячи оборотов в минуту, а нагрузку на
него повышают раз за разом, пока на пластине
не появится задир (значит, наступила
критическая нагрузка), а затем до состояния,
когда шарики свариваются друг с другом
(нагрузка сваривания). Диаметр пятна износа,
характеризующий противоизносные свойства
масла, – результат часовых испытаний при
эталонной нагрузке.
Возможности лаборатории ЗиЛа позволили
установить другие важнейшие параметры масел:
вязкость и температуру вспышки. Вязкость для
двухтактных масел решающего значения не имеет. В
принципе, чем она выше, тем лучше смазывающие
свойства (эти свойства в большей степени зависят
от присадок), с той лишь оговоркой, что вязкие
сорта нельзя использовать в системах раздельной
смазки.
Индекс вязкости показывает, насколько масло
склонно к застыванию: чем индекс выше, тем лучше
масло ведет себя в мороз. Если индекс чуть
больше сотни, точка застывания находится на
уровне минус 15–20°С.
В заключение считаю своим долгом предупредить,
что никакие результаты лабораторных испытаний не
являются абсолютными и должны дополняться
тестами в реальных двигателях.
|
|