"ПИЛОТ" И ЕГО КОМАНДА

Далеко не каждый мотоцикл способен выдержать экстремальные условия не тронутого цивилизацией бездорожья. Иномарки здесь не пойдут: форсированные моторы пожирают высокооктановый бензин, которого в настоящей глубинке "днем с огнем"… Отечественная техника – вот с чем здесь вольготно. Вот мы и проверили ее высокогорьем — дали жару.

ВЫРВЕТ, ВЫБЬЕТ, ИСКОРЕЖИТ…
Не будем забывать, что горы – это не только красивые виды и чистый воздух, но и обилие всевозможных естественных "полос препятствий", на которых развалить мотоцикл проще простого. Десятки измочаленных грузовиками километров в высокогорных степях в состоянии "вытрясти душу" из любой, даже самой совершенной подвески. Каменные осыпи легко выбьют руль из крепких рук, и тогда деформации рамы не избежать. Невероятные крутяки на серпантинах конных троп заставляют постоянно буксовать сцеплением… Надо ли говорить, чем это заканчивается! На "десерт" – болота. Знаете, какие болота в горах? Совсем не те, что на равнине: острые камни, притаившиеся в вязкой жиже, так и норовят вырвать "с корнем" все, что ниже картера, да и его, бедолагу, тоже.
…Ну не производят у нас полноценные мотоциклы для бездорожья! Так оборудуем "стандарты"! Горный поход высшей категории сложности – это вам не дефиле в выходные, а потому что попало из техники брать в него негоже. Выбрали старых знакомых: мотоциклы "ЗиД-200", "Сова-200" и… мокик "Пилот". Удивляетесь? Мы тоже не знали, правильно ли делаем. Но, опробованные в предыдущих пробегах, эти машины практически не давали повода сомневаться в их надежности.
Наши минимальные переделки свелись к установке багажников, 33-литрового бака "Acerbis" на "Сову" и замене штатных задних покрышек на кроссовые "Pirelli МТ18" на "Пилот" и "Сову". Кроме того, на ковровском заводе по нашему заказу изготовили новые звездочки главной передачи. Мотоциклы получили передаточное отношение 6,7 и цепи с шагом 15,875 мм, а мопед – 5,4 при "родном" шаге цепи. И – все.

 
К ТУРСЛУЖБЕ ПРИГОДЕН
 
Хоть "Пилот" с успехом прошел весь прошлогодний маршрут рейда в Прикаспийской пустыне "Караван-98", я скептически относился к его пригодности в горно-внедорожно-туристических условиях. Приятные открытия начались еще в мастерской при подготовке мокика. Мне доводилось разбирать полностью или частично все отечественные мотоциклы, так что поверьте: подобной, с точки зрения оптимальности, конструкции не встречал. Например, чтобы установить на "полтинник" кроссовую покрышку 90/100–16, пришлось сместить вперед корпус воздушного фильтра. Сложилось впечатление, что конструкторы – молодцы! – предусмотрели такую возможность! Крепление ведущей звездочки главной передачи заняло всего минуту и не потребовало из инструмента ничего, кроме отвертки… И так – во всем!
Увязан багаж (стандартный багажник оказался совсем неплох), залита горючим дополнительная пятилитровка – можно двигаться в путь. Но вот беда, еще не тронувшись, замечаю две веселенькие струйки масла на перьях вилки. Неплохое начало! Посмотрим, что будет дальше.
Первые десятки километров по высокогорной степи "Пилот" шел вровень с "Совой" и "ЗиДом". Подвески вполне справлялись с неровностями, уверенно работали на "гребенке", не давая усомниться в малой энергоемкости амортизаторов. Даже хлипкая передняя вилка срабатывала до упора не так часто, как ожидал. Это при том, что нагрузка на мокик превышала паспортные 100 кг! Еще выше оценил мальца к концу дня, когда пересел на "Сову". Нежесткая рама, "плавающий" маятник, несуразно торчащий рычаг кикстартера – ко всему этому приходится привыкать. Потянуло на "Пилот": на малыше едешь и отдыхаешь. Не только из-за того, что он легче. Жесткая ходовая часть мокика в сочетании с малой базой позволяли выделывать все, что угодно: надо переставить мокик в колеях – дергаешь за руль и переставляешь. После мотоциклов он казался игрушкой. Вывод: да, эта машинка для экстремальных туров вполне пригодна.

А ТЫ ЧУТКИЙ, МАЛЕЦ…
Подъем на холм (типично американское развлечение) для нас – всего лишь очередной этап теста. "ЗиД-200" остается внизу, его кривая рама не слишком хороша для балансирования на склоне (дефект мы обнаружили уже на маршруте: до нас, похоже, мотоцикл кто-то грохнул со всего маху). Лезем вверх на "Пилоте" и "Сове". Тропинка, взмывающая по каменной осыпи, не то чтобы пугала, но вызывала легкие сомнения: пройдем ли? Мотоцикл – не лошадь, он буксует даже на кроссовой резине. Но чем лучше мотор тянет на "низах", чем большее передаточное отношение главной передачи, тем медленнее крутится заднее колесо – и тем меньше его склонность к пробуксовке. "Сова" здесь давала фору "Пилоту": 200 смз и большее передаточное отношение уверенно "тащили" мотоцикл в гору. Но лишь до настоящей крутизны. На ней решающую роль сыграл вес: "Пилот" взял пальму первенства!
Спуск добавляет впечатлений и в очередной раз заставляет подивиться мокику – его тормозам: они чутко реагировали на тонко дозируемые усилия. Что сильно контрастировало с "совиными".

 

НАШЕ – ЗНАЧИТ ЛУЧШЕЕ!
Вы этому утверждению не верите? Вот вам факты. На протяжении всего 737-километрового горного рейда вышла из строя катушка зажигания "Совы", сломался (но от падения) рычаг сцепления "ЗиДа" и полностью вытекла передняя вилка "Пилота". С точки зрения конструкции, серьезные нарекания вызвала ниша заднего колеса "ЗиДа" – кроссовая резина влезает туда неохотно, цепляет за крыло при каждом сжатии подвески. И все!
Одна из задач пробега – оценить карбюратор "Йиков", установленный на "ЗиД-200", и сравнить его с К-65 на "Сове" (двигатели их одинаковые). В обычном дорожном режиме разницы мы не заметили. Но стоило попробовать завести мотор после того, как тот длительное время поработал на оборотах, близких к максимальным (а что вы хотели в горах!), как запуск "ЗиДа" стал затруднен, чего нельзя сказать о "Сове". Замеры расхода топлива подтвердили предположение: "ЗиД" более прожорлив (см. таблицу).
Оставшиеся "на десерт" болота только лишний раз подтвердили великолепные способности шин "Pirelli МТ18" на бездорожье. В меру жесткие, они не только прекрасно гребли грязюку, но и не доставляли проблем с управляемостью на твердом покрытии.
Суммируя же впечатления, подытожу: "Пилот" – бесспорно, лучшее изделие нашего мотопрома за последние годы и он стал лидером в тройке испытуемых. "Сова" и "ЗиД" выдающихся характеристик не продемонстрировали, но показали завидную надежность. А что еще надо для наших условий!

 

КРАТКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОЦИКЛОВ И МОКИКА
  "Сова" "ЗиД-200" "Пилот"
Двигатель одноцилиндровый, двухтактный с лепестковым клапаном на впуске
Рабочий объем, смз 196,9 196,9 49,9
Мощность, л. с. при об/мин 15/5500 15/5500 3,5/6200
Крутящий момент, Н.м при об/мин 18,6/5200 18,6/5500 4,4/5800
Передаточное отношение главной передачи, штатное/измененное (число зубьев) 2,8(42:15)/6,7(60:9) 2,8(42:15)/6,7(60:9) 3,0(42:14)/5,4(65:12)
Шаг цепи главной передачи (штатный/измененный), мм 12,7/15,875 12,7/15,875 12,7/12,7
Масса сухая, кг 122 123 76
Грузоподъемность, кг 200 185 100
Средний расход топлива за время пробега, л/100 км 6,4 7,3 4,1
 

 

Журнал МОТО №10/99

Hosted by uCoz