При проведении ремонта мотоцикла (особенно капитального) часто требуется замена каких-либо подшипников. Но не всем понятна маркировка подшипников. Или бывает такая ситуация: в продаже нет качественных подшипников к мотоциклу, и требуется замена на автомобильный аналог, но неизвестен размер подшипника (такая ситуация была и у меня). В этой статье я хочу немного рассказать о подшипниках.

Сначала про маркировку подшипников. Первые две цифры в маркировке (справа налево) - диаметр внутренней обоймы, деленный на 5. 3-я и 7-я цифры для диаметров выше 9 мм обозначают серию наружных диаметров и ширин. Стандартами предусмотрены сверхлегкие, особолёгкие, легкие, средние и тяжелые серии подшипников по диаметрам; узкие, нормальные, широкие и особо широкие серии - по ширинам. Основное распространение имеют легкие узкие (обозначаются цифрой 2 на 3-м месте и 0 на 7-м месте) и средние узкие серии (3 на 3-м месте и 0 на 7-м).4-я цифра обозначает тип подшипника 0 - радиальный шариковый; 1 - радиальный шариковый двухрядный сферический; 2- радиальный с короткими цилиндрическими роликами; 3 - радиальный роликовый двухрядный сферический; 4 - радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами или игольчатый; 5 - радиальный роликовый с витыми роликами; 6 - радиально-упорный шариковый; 7 - роликовый конический; 8 - упорный шариковый; 9 - упорный роликовый. Через тире обозначается класс точности подшипника:8; 7; 0 (нормальный); 6; 5; 4; 2 (в порядке повышения точности). По направлению действия воспринимаемой нагрузки подшипники качения разделяют на четыре группы: радиальные - предназначены для восприятия только радиальных (например, роликоподшипники с игольчатыми роликами) или радиальных и ограниченных осевых нагрузок (например, шарикоподшипники радиальные однорядные); радиально-упорные - для восприятия комбинированных, т. е. радиальных и осевых, нагрузок (например, подшипники с коническими роликами); упорно-радиальные - для восприятия в основном осевых и незначительных радиальных нагрузок (имеют ограниченное применение); упорные - для восприятия только осевых нагрузок. Подшипники качения, отличающиеся от стандартных конструкцией, материалами, технологией, термообработкой, отмечаются дополнительными знаками.

Материал изготовления обозначается цифрами справа.
Ю - все детали подшипника или часть деталей из нержавеющей стали;
Х - кольца и тела качения или только кольца ( в том числе одно кольцо) из цементируемой стали; Р - детали подшипника из теплостойких (быстрорежущих) сталей;
Г - сепаратор из чёрных металлов;
Б - сепаратор из безоловянистой бронзы;
Д - сепаратор из алюминиевого сплава;
Е - сепаратор из пластических материалов;
Л - сепаратор из латуни;
Я - детали подшипника из редко применяемых материалов (твёрдых сплавов керамики, стекла и др.)
Н - кольца и тела качения или только кольца ( в том числе одно кольцо) из модифицированной жаропрочной стали (кроме подшипников радиальных роликовых сферических двухрядных)
3 - детали подшипника из стали ШХ со специальными легирующими добавками (кальции, кобальт и др.)

После материала обозначаются конструктивные значения. Например, К для роликовых подшипников означает стальной кованый сепаратор, М - модифицированный контакт, У - ужесточенные требования по шероховатости, точности вращения и т.п. Например, 6-2505 КМУ будет расшифровываться так: роликовый подшипник 6-го класса точности с кованым стальным сепаратором, увеличенной точностью вращения.

Также в маркировке указывается подшипниковый завод-изготовитель. ГПЗ-1 (Москва), ГПЗ-2 (Москва), ГПЗ-3 (Саратов), ГПЗ-4 (Самара), ГПЗ-5 (Томск), ГПЗ-6 (Екатеринбург),ГПЗ-7 (Баку),  ГПЗ-8 (Харьков), ГПЗ-9 (Самара), ГПЗ-10 (Ростов-на-Дону), ГПЗ-12 (Гомель), ГПЗ-13 (Ижевск), ГПЗ-14 (Прокопьевск), ГПЗ-15 (Волгоград), ГПЗ-16 (Степногорск), ГПЗ-17 (Гнивань), ГПЗ-18 (Винница), ГПЗ-19 (Шават), ГПЗ-20 (Курск), ГПЗ-21 (Москва), ГПЗ-22 (Дагестан), ГПЗ-23 (Вологда), ГПЗ-24 (Пенза), ГПЗ-25 (Хашури), ГПЗ-26 (Мархамат), ГПЗ-27 (Ахунбабаев), ГПЗ-28 (Луцк), ГПЗ-29 (Томск), ГПЗ-30 (Шахтерск), ГПЗ-31 ( Самара), ГПЗ-32 (Ижевск), ГПЗ-33 (Ташкент). Правда, многие из них уже давно не ГПЗ и имеют свое название предприятия.

Теперь кратко об установке подшипников: та обойма (или гнездо), которую нужно расширить, нагревается (градусов до 70-80), а сопряженное с ней гнездо (или вал) остужается. Также при установке необходима смазка устанавливаемых обойм и сопряженных поверхностей. Разбитые гнезда можно восстановить несколькими способами. Самый надежный (правда сложноватый): наварить металл сваркой и расточит гнездо заново с обязательной центровкой (желательно делать где-нибудь на заводе)

Таблица размеров подшипников:

ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ
Размеры, мм Серия Применяемость, тип машины, марка, модель Место установки
D d B
28 12 8 101 М-2141 РМ
55 30 13 106 ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969 ВС
      106 КамАЗ ТНВД
32 12 10 201 ВАЗ, "Ока", "Таврия" Г
      201 КамАЗ, КрАЗ ТНВД
      201 М. "Минск" КП
        М. "Карпаты", "Рига" ПС, ЗС
        ЛМ. "Ветерок" редуктор
35 15 11 202 "Таврия" ЗАЗ-1102 натяжной ролик
      202 КрАЗ, МАЗ, БелАЗ регул, оборотов
      202 М. "Минск" ПС, ЗС
        М. "Восход", "Тула", "Муравей" КП
42 17 12 203 "Волга",УАЗ,ГАЗ-51,-53,ГАЗ-3307 ПВ
      203 КрАЗ, МАЗ ВН
        М."Восход", "Тула" КП
        "Муравей", "Минск", ИЖ  
        М. ИЖ ПС, ЗС
        ЛМ. "Ветерок" редуктор
52 25 15 205 "Ока" КП
      205 "Ока" балансир.валы
        ВАЗ-2101...-2107,-2121 КП
      205 ЛуАЗ ПП
        КамАЗ КП,РМ
        М. "Ява", "Тула" зад. звездочка
        М.ИЖ коленвал
      205 М. "Урал", "Днепр" КП, распредвал
        Мотоколяска СЗД ЗС
        ЛМ. "Вихрь" -
        КрАЗ, МАЗ ТНВД, вент-р
      205 ЗИЛ-4314,-130, 131 ПВ
62 30 16 206 "Москвич-403", -412, -2140,ИЖ КП
        ЛиАЗ, ЛАЗ промвал, вент-р
      206 "Газель" ПК
      206 МАЗ-500 РК
        ЛуАЗ приводной вал
      206 М. "Ява" коленвал
      206 М. "Днепр" КР
72 35 17 207 "Таврия" ЗАЗ-1102 КД
      207 КамАЗ ТНВД, РК, компрессор
        ЗИЛ, ЛиАЗ, ЛАЗ, КрАЗ, МАЗ компрессор
        ЗИЛ-ММЗ, ГАЗ-66 КО
        М. "Муравей", мотоколяска СЗД редуктор
      207 М. "Урал" коленвал
        М. "Урал", "Днепр" глав.передача
        УАЗ-3151 (469) КР
80 40 18 208 УАЗ КП
      208 ГАЗ-66, "Урал-4320" КО
        "Урал-375",-4320 лебедка
85 45 19 209 "Нива" РК
      209 ГАЗ-53,-66,-3307 КП
        ЗИЛ-ММЗ КО
        М. "Днепр" коленвал
37 12 12 301 ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969 балансир .вал
        КрАЗ регул.оборотов
42 15 13 302 ВАЗ, "Ока", "Таврия" Г
      302 М. "Ява" ПС, ЗС
47 17 14 303 М-2136 Г
52 20 15 304 ЛуАЗ приводной вал
        М. ИЖ, "Тула", "Муравей" коленвал
      304 КрАЗ шкив вентил-ра
        М. "Урал", "Днепр" КП
        Мотоколяска ПС и вентил-р
62 25 17 305 ВАЗ-2108, ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969 КП
        "Волга", "Газель" 5-ступенч. КП
      305 "Нива" РК
        "Таврия" КП
        ЛиАЗ, ЛАЗ Г
        КамАЗ гидромуфта, усилит. руля, ТНВД ВН
      305 КрАЗ, МАЗ ТНВД и шкив вентилятора
      305 М."Ява" коленвал
        ЛМ. "Вихрь", "Нептун" -
      305 УАЗ КП
        Мотоколяска СЗД ЗС
72 30 19 306 ВАЗ-2101...-2107,-2121 КП
        "Нива" КП, РК, ПП
        УАЗ КП,РК
      306 "Москвич-412", -2140, ИЖ-412 КП
        М."Ява" коленвал
        ГАЗ-66 КО
      306 ВАЗ-2101...-2107, "М.-412",-2140 ПЗ
80 35 21 307 "Волга"ГАЗ-31029, "Газель" 5-ступенч. КП
        ГАЗ-52,-53,-66 КП
        ГАЗ-66 РК
      307 УАЗ РК
        ЗИЛ, "Урал-4320" КО
90 40 23 308 "Волга" ГАЗ-24 ПЗ
      308 "Волга" ГАЗ-31029, "Чайка" ПЗ
        КрАЗ РК
      308 ЗИЛ-130,-131,-4314 КП
35 15 14 502 ВАЗ-2101...-2107, 2121, М-2141 ПВ
        "Москвич", "Волга", УАЗ  
        ИЖ, ГАЗ, ЗИЛ Г
40 17 16 503 ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969 Г
52 25 18 505 ВАЗ-2101...-2107* ПК
80 40 23 508 "Нива" ПЗ
        ГАЗ-52 (ПАЗ, КАвЗ на базе ГАЗ-52) ПК лебедки
47 17 19 603 М-412,-2140, ИЖ-412 ВН
        "Волга", УАЗ, "Москвич",  
        ГАЗ, ИЖ, ЗИЛ, КамАЗ Г
52 14,5 14 702 С17 ВАЗ-2108 Верхняя опора
40 17 14 703 ГАЗ-24, УАЗ, ГАЗ-52, -53, -66, ЗИЛ-130,-4314, ЛиАЗ ВН
50 20 20,6 704 ВАЗ-2101 КП
62 25 28 705 М-2141 МГЗ
75 30 19 706 ВАЗ-2101...-2107, -2121, "Волга", "Газель" КП
72 28 27 706 Е1 М-2141 КП
30 16 39 802 ЕС17 ВАЗ-2108 ВН
47 17 15,5 803 ГАЗ-24, УАЗ, ГАЗ-52, -53, -66, ЗИЛ-130,-4314, ЛиАЗ ВН
62 25 17 805 М-2141, "Таврия" КП
62 25 17 805 Е М-2141 КП
35 16 14 902 М-2140 КП
35 17,7 8 903 Е Ока РМ
47 30 8 906 М-2141 РЗ

 

ПОДШИПНИКИ РОЛИКОВЫЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ
Размеры, мм Серия Применяемость, тип машины, марка, модель Место установки
D d B
52 25 15 205 ВАЗ-2108 КП
62 25 17 305 ВАЗ-2108 КП
52 25 18 505 М. ИЖ-Планета Коленвал
72 35 23 507 ВАЗ-2121 РК
55 25 18 705 ВАЗ-2121 КП

 

ПОДШИПНИКИ РОЛИКОВЫЕ КОНИЧЕСКИЕ
Размеры, мм Серия Применяемость, тип машины, марка, модель Место установки
D d B
68 40 13 105 "Нива" ПС
        М-2141 КД
68 40 19 108 А М-2141 КД
47 20 15,5 204 "Таврия" ЗАЗ-1102 ЗС
      204 КамАЗ, КрАЗ, МАЗ, БелАЗ ТНВД
      204 ЗАЗ-968 ПС
        М. "Урал", "Днепр" ПС, ЗС
        ПАЗ вал вент-ра
52 25 16,5 205 "Таврия" ЗАЗ-1102 ЗС
      205 "Ока", М. "Муравей" ЗС
62 30 17,5 206 "Москвич-408", -412, -2140, ИЖ-412 ПС
      206 ЛуАЗ КР
        ЛиАЗ РМ
72 35 18,5 207 ВАЗ-2108, М-412,-2140, ИЖ КД
      207 ЛуАЗ КР
      207 ЛиАЗ РМ
52 20 16,3 304 М-2140 ПС
62 25 18,5 305 "Москвич-403", -412, -2140, Иж-412 Х
      305 "Волга", "Газель", "Чайка", УАЗ-451 ПС
72 30 21 306 ЛуАЗ Х
      306 КрАЗ РМ
80 35 23 307 "Газель", "Чайка" .УАЗ-451 ПС
        КрАЗ РМ
85 45 25 509 УАЗ ПС, ЗС
      509 "Газель" ЗС
90 50 25 510 "Газель" ЗС
      510 "Волга", "Газель", "Чайка", ЗИЛ-117, УАЗ КД
72 30 29 606 "Москвич-403"...-412, -2140, ИЖ-412 Х
      606 "Волга","Газель", УАЗ-3151 Х
      606 ГАЗ-52, -53, -3307, ЗИЛ-117 ПС
80 35 33 607 "Волга", "Газель", УАЗ-3151 Х
67 28 20,5 705 ВАЗ-2101 ЗМ
62 33 16,5 707 ВАЗ-2101...-2107, -2121, "Ока" КД
42,25 19,05 16,63 804 ВАЗ-2101...-2107 ПС
      804 "Ока" ЗС
57,15 26 17,46 805 ВАЗ-2101 ПС
73,02 34,02 26,98 807 ВАЗ-2101 ЗМ
44,5 28 9,6 906 М-2140 РМ

 

ПОДШИПНИКИ ИГОЛЬЧАТЫЕ
Размеры, мм Серия Применяемость, тип машины, марка, модель Место установки
D d B
23 17 15 703 Е М-2141 РМ
37 25 17 705 Е М-2141 КП
17,46 11,11 13 901 УС Ока РМ
25,3 19,3 19,8 904 ВАЗ-2101 КП
16 10 10,5 904900 М-2141 РМ
42 37 22 907 Е1 М-2141 КП

Условные обозначения: ВН — водяной насос; Г — генератор; ЗС — задняя ступица; КД — коробка дифференциала; КО — коробка отбора мощности; КП — коробка передач; КР — колесный редуктор; ЛМ — лодочный мотор; М — мотоцикл, мопед; ПВ — первичный вал; ПЗ — задняя полуось; ПК — подвесной подшипник кардана; ПП — передняя полуось; ПС — передняя ступица; РК — раздаточная коробка; РКЛ — рулевая колонка; РМ — рулевой механизм; Х — хвостовик (в главной паре).

Hosted by uCoz