Внедорожный ЗДК-200 2ШП

 

История создания этого прототипа смахивает на детективный рассказ, изобилующий неожиданными поворотами событий, в котором от трагического до смешного (и наоборот) – один шаг.



Все началось пару лет назад, когда на Дегтяревский завод обратился английский предприниматель Нейв Мэйсон. Он предложил изготовить несколько моделей мотоциклов и ATV, в числе которых и ЗДК-200 2ШП, предназначенный для езды вне дорог общего пользования. Со своей стороны Мейсон обещал обеспечить завод тысячными заказами на технику и не на один год вперед. Основное требование задания – сконструировать ATV на основе серийных узлов «Фермера» и ЗиД-200 – расчетливый бизнесмен не собирался сорить фунтами, он был заинтересован минимизировать бюджет создания «лаптя». В Британии Нейв с братом держит фирму Off Road Leisure (внедорожные развлечения), в ее состав входят несколько парков аттракционов. В них все желающие, которым надоели выскобленные до блеска дороги, могли себе позволить оторваться на полную катушку, носясь по песку и грязи без особого вреда для здоровья.
 


Внешне ЗДК-200 отличается от ЗиД-200 ходовой частью. Передняя вилка заимствована от «Фермера», задняя подвеска из-за того, что в ней сверхширокое колесо, – оригинальной конструкции. Поэтому привод к нему осуществляется в две ступени – с промежуточным валом, проходящим через поперечную трубу маятника. В этом механизме затаилась грубая конструкторская недоработка: первая цепь лишена механизма регулировки натяжения. Конструкторы здорово лопухнулись, так что сразу и не скажешь – смешно это или трагично: после неизбежного растяжения цепь подлежит замене.

Первое боевое крещение в России прототип получил во время организованного журналом «Мото» экстрим-рейда «Караван-2001» в Прикаспийских песках – лучшего испытания для «пескохода» не придумать. Не приходится долго описывать ощущения водителя за рулем этого аппарата, достаточно сказать одно: ЗДК-200 сам себе выбирает курс. Попытки более активного вмешательства в процесс управления приводят главным образом к обильному потовыделению, но не к корректировке курса. На укатанной грунтовке при максимальной скорости 70 км/ч колеса постоянно подпрыгивают на манер их дальнего родича – баскетбольного мяча, и потому мотоцикл добрую часть пути проводит в воздухе. Зависть к оранжевому собрату тут ни при чем – просто подвески не успевают погасить энергию перемещения огромных неподрессоренных масс колес. Шины не только непомерно тяжелы, но настолько жестки, что практически не нуждаются в предписанном инструкцией по эксплуатации внутреннем давлении воздуха (0,5/Кг). А виной тому анекдотичные обстоятельства: резина, которой оснастили прототип, создавалась вначале для ATV, и тогда никто не обратил внимания на то, что в техническое задание на резину двухколесника, направленное Ярославскому шинному заводу, вкралась ошибка: массу ATV (составляющую 350 кг) забыли разделить на четыре . Колеса такими и сделали – каждое в состоянии нести нагрузку целого ATV. Вот откуда прыгучесть «лаптя» – она выбивает из спины позвоночник, и долго продолжать такую езду, мягко говоря, не хочется.

Попытка изменить тактику и двигаться со скоростью 30–40 км/ч приводит к тому, что двигатель – он ведь воздушного охлаждения – быстро перегревается. Без системы принудительного охлаждения мотора на таком мотоцикле в пустыне – а впрочем, не только в ней – в жару делать нечего.

Второй этап испытаний ЗДК-200 2ШП прошел в зимнем Подмосковье. Болотистая местность, песок и суглинок – вот где машина чувствует себя в полном порядке. Ее устойчивость на скользкой поверхности впечатляет! Если на кроссовом мотоцикле заднее колесо в любой момент может сорваться в занос, то «лапти» ЗДК и намека не дают на такую угрозу. При минусовой температуре тепловой режим двигателя более стабилен, перегревы в таких условиях не случались. Это если ехать по дорогам средней паршивости. А вот в вязких «грязевых ваннах» его мощности явно не хватало, и для компенсации ее дефицита приходилось поддерживать высокие обороты коленвала. Известное дело – для преодоления участков запущенного бездорожья буксующее заднее колесо – ездоку плохой помощник. Пожелание конструкторам завода: займитесь подбором звездочек главной передачи! Вы же и без нас знаете, что, понизив максимальную скорость до 30–40 км/ч (70 км/ч – не для «лаптя»), легко получить существенную добавку тяги на «низах». И тогда широкие колеса вывезут из самого матерого бездорожья.

Но вернемся к Нейву Мэйсону. Его роман с «лаптем» оказался недолгим – их разлучили «родители». И поделом: «жених»-иностранец увез-таки несколько сотен ATV и несколько ЗДК-200 в туманный Альбион, там Нейв с братцем под сводами – нет, не фамильного замка, а бывшей кроватной фабрики «напомаживали», «переодевали» дегтяревские машины (устанавливали светотехнику, наклеивали цветастые аппликации со своими фамильными логотипами) и ...выдавали ЗиДы за изделия собственного изготовления. За плагиат и были наказаны: поставки техники жуликоватым братцам прекращены. Трагикомедия обрела классический финал: зло наказано!.. Правда, и добро тоже: ЗиД лишился заказов. Да ведь у россиян собственная гордость! (Это – без тени иронии.)

 

Резиновые ручки, надетые на «голый» руль, легко слетают – стоит влаге попасть вовнутрь.
Однако, что ни делается – к лучшему. И может быть, руководители завода обратят взор на потребности сограждан, которым ЗДК-200 2ШП может еще как пригодиться. Ведь если по существу, интересный и полезный агрегат! После устранения ряда «детских болезней» (следует ввести регулировку 1-й цепной передачи и заменить непомерно жесткие тяжелые колеса) найти достойное применение мотоциклу в наших условиях будет несложно. Он может стать неплохим помощником охотникам, лесникам, сельским почтальонам и сотрудникам милиции, пастухам... А впрочем, и многим вне службы, чтобы и до работы добраться, и просто мозги проветрить. Но чтобы сказать: «Брать надо не раздумывая!» – этот грех на душу не возьмем. Появись он в магазинах, подумайте: нужен он вам? Чай, мы не какие-нибудь английцы.

 
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Общие данные
Модель
Год дебюта
Сухая масса, кг
База, мм
Габаритные размеры, мм
Высота по седлу, мм
Объем бензобака, л
ЗДК-200 2ШП
2000
155
1400
2100х1150х1200
870
15
 
Двигатель
Тип
Система газораспределения
Рабочий объем, см3
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм
Максимальная мощность, л.с. при об/мин
Максимальный крутящий момент, Н.м при об/мин
Система охлаждения
Система питания
Система запуска
 
1-цилиндровый, 2-тактный
лепестковый клапан
196,9
66х57,6
15/5500
18,6/5200
воздушная
карбюратор с диаметром диффузора 26 мм
кикстартер
Трансмиссия
Сцепление
Коробка передач
Главная передача
многодисковое в масляной ванне
4-ступенчатая
цепью
Ходовая часть
Рама
Передняя подвеска
Задняя подвеска
Тормоза
Передняя шина
Задняя шина
дуплексная, стальная
телескопическая вилка
маятниковая с моноамортизатором
барабанного типа
580х270
580х270
Динамика и экономичность
Максимальная скорость, км/ч
Расход топлива (средний), л/100 км
70
7,5–8


Мотоцикл предоставлен ОАО «ЗиД».


 Журнал
 Мото №3/2002

Hosted by uCoz