ЗиД 50-01 с двигателем Lifan

 

 

 

 Год выпуска 2004, Двигатель 49 см3, Мощность 2,72 л. с., Масса 87 кг, Макс. скорость 50 км/ч, Ориентировочная цена 23 500 руб.

Слухи о том, что на ЗиДе вот-вот начнут собирать наипопулярнейший отечественный «полтинник» с 4-тактным китайским мотором, ходят давно. Наконец они материализовались.

Пока механик готовил мокик к тесту, я изучал инструкцию по эксплуатации. Описание нового мотора предельно лаконично: на рисунках показано лишь расположение основных узлов. Чертежи двигателя отсутствуют. Может, они и не нужны?..

Механик сообщил: «Пилот» к «полетам» готов». - «А почему фару не выключил - аккумулятор посадишь!» - «Нет, мотор-то работает. Прислушался: действительно, работает, но как негромко! Даже на очень тихой улице звук движка услышишь, если подойдешь к мокику вплотную.


Китайский двигатель оснащен карбюратором с тросовым приводом пускового обогатителя и собственным бензокраником - теперь на «Пилоте» их два.

Изменений в конструкции, если не считать нового 4-тактника, немного, но они удивят, и не только ортодоксального приверженца отечественной мототехники, но и иного знатока иномарок. Исчез рычаг сцепления - оно здесь центробежное, с полуавтоматом. Рядом со спидометром появилось круглое окошко, сейчас в нем светится зеленая буква N, а рядом просматриваются неподсвеченные цифры от единицы до четверки. Угадали: при включении той или иной передачи загорается соответствующая цифра, они расположены по кругу. И не случайно. В этой коробке передач переключение тоже идет «по кругу», то есть после четвертой - нейтраль, а за ней первая и т. д. Или наоборот, если переключаешь скорости в обратном порядке. Кстати, с первой до четвертой переключение происходит нажатием рычага под левой ногой вниз, а не вздергиванием вверх, как на большинстве мотоциклов. Вот уж не ожидал встретить на современном аппарате алгоритм, который лет тридцать назад применялся на чешских мотоциклах. Впрочем, тот же принцип в КП двигателей Honda Super Cub с начала 60-х. Я не зря упомянул о японском моторе, ведь именно одну из его 50-кубовых версий, но в китайском исполнении, и установили на «Пилот».

Справа от спидометра появился рычажок, который через трос управляет пусковым обогатителем карбюратора. И еще о приятном: на правой коробочке переключателей появилась кнопка - признак наличия электростартера. Я не отказал себе в удовольствии: выключил мотор, ткнул пальцем в кнопку - прогретый двигатель мгновенно отозвался тихим шелестом. Я почувствовал себя «белым человеком»... Карбюратор Mikuni, хоть и, опять-таки, в китайском исполнении, свое дело знает.

Левая кисть автоматически сжимается, чтобы нажать на рычаг сцепления... А его нету! «Спёрли!» - заржал механик... Вспомнил: сцепление-то здесь центробежное, как на скутерах. Воткнул первую передачу, не трогая ручки газа, - мокик напрягся, но остался на месте. Добавил газу - плавно тронулся. Немного разогнался и, борясь с привычкой дернуть рычаг вверх, сбросил газ и переключился на вторую. Рычаг довольно тугой, ведь сцепление автоматически выключается при нажатии на «перетыкалку» - почти как на «Явах» и «Иж-Юпитерах». Работать рычагом нужно в меру быстро - это чтобы обороты коленвала успевали снизиться. Торопыга получит от мокика пинок в «пятую точку» даже при переключении на 4-ю.


Новое на панели приборов «Пилота»: индикатор включенной передачи (слева), рукоятка привода пускового обогатителя карбюратора (справа от спидометра).

 

Меня предупредили: не «насилуй» необкатанный мотор, он по-настоящему потянет только через 10 часов езды. Действительно - не идет. Двигатель на оборотах выше средних становится вялым. Ничего, говорит механик, ты хотя бы километров пять накатай. Между третьим и четвертым километрами мокик начал преображаться, а к шестому шел вполне прилично. Измерять максимальную скорость и динамику разгона до окончания обкатки не было смысла. Мотор хорошо тянет на «низах». Что неудивительно: 4-тактнику и положено быть «гибче» 2-тактника - даже на второй «Пилот» легко трогается с места. Если после интенсивного торможения на третьей или четвертой до скорости ниже 10 км/ч добавить газу, мотор слегка взвывает. Это центробежное сцепление пробуксовкой помогает ему выйти на рабочий режим. Удобно? Да! Но злоупотреблять этой помощью не стоит. Если, понадеявшись на автоматику, не торопиться своевременно переключать передачи на низшие, можно довольно быстро сжечь колодки. Чтобы сберечь трансмиссию, при троганье с места всегда включайте передачу на оборотах холостого хода и лишь затем «открывайте» газ. Автоматизм, обретенный на других мотоциклах, может вредить. Это я понял, пару раз включив при разгоне вторую вместо четвертой... Деталь: утомляющей водителя вибрации нет вовсе.

 

Таковы первые впечатления от знакомства с «Пилотом» с «китайским акцентом». В остальном же мокик остался таким же, как был. Жесткости дуплексной рамы для скорости, которую он способен развить, более чем достаточно. Подвеска вполне справляется с умеренными неровностями дороги. Спидометр изысканным дизайном не блещет, но работает. Тахометр отсутствует. Задний тормоз соответствует возможностям «полтинника». А вот передний... Хотел было я высказать свое «фэ», но механики разъяснили: учитывая, что большинство покупателей неопытны, они намеренно ослабляют трос, чтобы «чайники» часом не заблокировали колесо. Смысл в этом, соглашусь, есть. Ведь покрышка переднего колеса практически та же, что устанавливалась на «Верховину» 30-летней давности. Она, как и задняя, не шоссейная и не внедорожная, а та, что предлагает наша шинная промышленность. За дорогу они обе «держатся» лишь слегка. Тут, действительно, по-настоящему цепкий передний тормоз может оказаться опасным.

«Пилот» с китайским мотором - удобный «тренажер» для начинающих. Автоматика поможет тронуться с места, не даст заглохнуть при несвоевременном переключении передач, и водитель сможет сосредоточить внимание непосредственно на езде. То, что мотор до конца обкатки вяловат, даже неплохо: по мере обкатки движок будет набирать силу, водитель - опыт.


В правом блоке рулевых переключателей появилась кнопка включения электростартера - мечта владельца отечественного мотоцикла!

О надежности 4-тактника судить пока рано. Если не пытаться на этом мокике «козлить», не «рвать» коробку и заливать качественные бензин и масло, мотор должен служить достаточно долго. Не исключено, что, если постоянно переключать передачи, быстро орудуя рычагом, не сбрасывая оборотов при переключениях, «китаец» долго не протянет. Бензин, слитый с ЗИЛ-130, и с АС-8 в двигателе ему тоже здоровья не прибавят. Вселяет надежду тот факт, что (ссылаюсь на информацию от механиков) 4-тактный «Минск» (он тоже с китайским движком) приходит в ремонт только с «минскими» неисправностями - на мотор нареканий пока не возникает. К тому же 4-тактник долговечнее 2-тактника - по определению. А там посмотрим...

 

ЗАЧЕМ НУЖЕН «КИТАЕЦ»?

 

Законы коммерции давят отечественную мотопромышленность. Зидовцы утверждают: при падающих нынче объемах производства установка импортного двигателя обходится дешевле, чем собственного.

Во всем мире идет жесточайшая борьба с токсичностью отработавших газов. Одной из жертв этой борьбы и стал 2-тактный мотор: никакие ухищрения конструкторов не могут снизить содержание СН в его выхлопе до уровня 4-тактников. Во многих странах 2-тактники не выдерживают испытания сертификацией, техника, оснащенная ими, не продается, во всяком случае, легально. Установка на «Пилоты» «китайцев» откроет новые возможности для продаж ковровской техники.


 

 
Техническая характеристика*
Общие данные
Габариты, мм 1900x1150x780
Дорожный просвет, мм 150
База, мм 1330
Сухая масса, кг 87
Макс. нагрузка, кг 100
Макс. скорость, км/ч 50
Расход топлива (при скорости 30 км/ч), л/100 км 2,2
Объем бензобака, л 6
Двигатель
Тип 4-тактный, 1-цилиндровый
Рабочий объем, см3 49
Размерность, мм 39x41,1
Степень сжатия 9
Мощность (после обкатки), л. с. 2,72
Крутящий момент (после обкатки), Н*м 2,5
Карбюратор PZ12J
Топливо АИ-93 или А-92
Масло для 4-тактных двигателей SAE 15/40 -SE
Воздушный фильтр фильтрующий элемент из пенополиуретана,
пропитанного моторным маслом
Система запуска электро-/кикстартер
Трансмиссия
Сцепление автоматическое многодисковое в масляной ванне
КП 4-ступенчатая
Ходовая часть
Ход подвески переднего колеса, мм 150
Ход подвески заднего колеса, мм 120
Тормоза барабанные, D 125 мм
Передняя шина 2,5/85-16"
Задняя шина 3,00-16"
Электрооборудование
Генератор 50 Вт, 14 В
Аккумулятор 12В, 4 А
Hosted by uCoz