Техника вождения мотоцикла. Как выжить в городе?

 


 

 

 

Заведи привычку тренироваться

       Владение навыками управления на хорошем уровне - залог выживания в городе, поэтому нужно научиться тормозить и рулить, отслеживать поток, предсказывать его «поведение» и самому быть видимым, избегать «мертвых» зон... И всегда иметь наготове запасной вариант. Жизнь мотоциклиста на улице зависит от настроения соседей по потоку, состояния асфальта, исправности автомобилей вокруг и прочих неожиданностей... Сложно? Тем не менее, очень жаль, что лишь немноие используют мотоциклы для ежедневных поездок.

       Да, есть аргументы против езды на мотоцикле по улицам, и это аргументы весомые. Самый главный - угроза жизни и здоровью, как правило, исходящая от неподготовленных, невнимательных соседей по потоку. Можно упомянуть зависимость от погоды, уязвимость перед преступниками, взаимоисключающие требования к одежде за рулем и на работе... Но все это меркнет перед необходимостью каждый день рисковать своей жизнью. Уделяйте больше внимания поведению других водителей, старайтесь всегда быть видимым. Думайте как мотоциклист всегда, а не только за рулем мотоцикла.

       Научиться как следует управлять мотоциклом - это прежде всего тормозить. Умение останавливаться на кратчайшей дистанции рано или поздно спасет вашу жизнь. Оно так же важно, как умение распознать в потоке пьяного водителя. Начинающие водители мотоциклов часто действуют неправильно при возникновении опасности. Например, блокируют переднее колесо при торможении или забывают рулить и едут в сторону опасности или не глядя в сторону спасительной дороги - взгляд их, словно у завороженного, упирается в препятствие... Новичкам не приходит в голову появляться на трассах чемпионата по мотогонкам. Почему же они выезжают на куда более опасные улицы, не освоив базовые навыки вождения мотоцикла?

       Заведите привычку почаще тренировать экстренное торможение - тренируйтесь в каждой поездке. Выберите момент, когда сзади никого нет, а под колесами асфальт ровный и цепкий - и интенсивно оттормаживайтесь на знаке «Стоп» или светофоре. Опытные мотоциклисты всегда держат указательный и средний пальцы на рычаге переднего тормоза - сэкономить драгоценные мгновения на движении пальцев от рукоятки газа до тормозного рычага, чтобы сократить время реакции мышц на сигнал мозга «тормози!». А корифеи еще и контролируют сцепление с дорогой и едут не посередине полосы (здесь скользко из-за масла, капающего из автомобилей), а примерно на трети расстояния от левого края полосы, где максимально цепкий асфальт.


 

Скорость мотоцикла должна быть большей на 15-20 км/ч, чем легковушек.

       Посмотрите на опытного мотоциклиста за рулем - на нем всегда надета защита. К выбору экипировки нужно подходить максимально ответственно. В ней не должно быть слишком жарко, она должна противостоять капризам погоды. Если хотите, чтобы вас считали крутым парнем, носите защиту.

       Высокая скорость не убивает сама по себе - она лишь удлиняет тормозной путь. Готов поспорить: если вы попали в аварийную ситуацию, значит, ехали с превышением скорости, а значит, вогнали себя в ситуацию, когда потеряли контроль за тем, что происходит вокруг. Если в супермаркете бежать вдоль полок в поисках молока, просто не успеете его заменить. Так и в потоке: на большой скорости невозможно как следует «читать» трафик, и это неизбежно приводит к неприятным неожиданностям.

       Умеете ли вы правильно отслеживать трафик? Если взгляд фиксируется на какой-то машине, знаке или пешеходе, вы теряете способность видеть картину в целом. Тогда до неприятности всего один шаг. Нужно постоянно перемещать взгляд, смотреть сразу во все стороны - это даст мозгу больше информации, и он сможет заранее распознать опасность, придумать, как ее избежать. Конечно, уши помогают услышать вой сирены или гудок соседней машины, нос предупредит о луже топлива. Но глаза остаются важнейшим источником информации.

       Многие истории об авариях начинаются со слов «я здорово устал и...». В состоянии утомления глаза - так уж мы устроены - фиксируются на одном предмете, а значит, упускают из виду другие, может быть, потенциально опасные. Нужно научиться распознавать в себе момент наступления усталости и заставлять глаза перемещаться активнее. Если вы в каждой поездке будете тренировать перемещение глаз, это войдет в привычку, которая поможет, когда случится возвращаться домой за полночь.


 

Подъезжая к переходу, мотоциклист должен быть готов ко всему, даже к
маловероятному - тому, что из-за «непрозрачного» Subaru слева выбегут дети.

       Вредно в трафике просто катиться - в нем надо активно пробиваться с некоей долей здоровой агрессивности, со скоростью большей, чем скорость потока, примерно на 15-20 км/ч. Это позволяет удерживать инициативу, быть менее уязвимым для чужих ошибок, меньше отвлекаться на ситуацию позади себя и уделять больше внимания тому, что происходит впереди и сбоку.

       Большинство водителей слишком увлекаются выбором скорости и дистанции. Что неверно: прежде всего, надо стать максимально заметным, видимым для других участников движения. Единственный критерий выбора скоростного режима и дистанции - твое очевидное для других присутствие на дороге. Многие начинающие мотоциклисты полагают, что их все видят, - и дорого расплачиваются за эту иллюзию.

       Больше всего бойтесь попасть и долго находиться в «мертвых зонах» водителей автомобилей (см. рисунок). А если попадете, то внутри должен зазвучать сигнал тревоги. Но как определить, вы «невидимка» или нет? Если не видите голову водителя в зеркалах заднего вида его автомобиля, значит, в его представлении вас нет. Помните из школы: угол падения равен углу отражения? Так вот, если вы не видете его, то и он не видит вас. Быстро измените свое положение в потоке так, чтобы дать водителю машины возможность вас заметить - на случай, если он вдруг решит перестроиться со смещением в вашу сторону. Никогда не надейтесь, что кто-то неотрывно смотрит в зеркала, тем не менее всегда ездите «в зеркалах».


 

Если вы видите в зеркале водителя авто, то и он видит вас.

       Площадь «мертвой» зоны зависит от конструкции автомобиля, роста водителя, настройки зеркал и других факторов. Нет двух машин с одинаковой «мертвой» зоной, поэтому задачу быть видимым приходится всякий раз решать заново. Если в машине пять человек, то скорее всего водитель не может пользоваться салонным зеркалом - в нем маячит голова пассажира. У «особо одаренных» водителей вообще нет правого зеркала. Вас должен насторожить тюнингованный джип с микроскопическими зеркалами и катером в прицепе. Читайте номера автомобилей - опасайтесь машин из других регионов: они не знают ваш город и зачастую ведут себя непредсказуемо. Опасны таксисты и «бомбилы» - эти могут ломануться из третьего ряда к клиенту на обочине, не взглянув, что позади него. Держитесь подальше от «ерзающих» по полосам движения - это потенциально опасные машины. Выбирайте в потоке такую позицию, чтобы их метания вам не повредили.

       Ехать чуть быстрее - значит, ехать чуть быстрее: нужно немного агрессии и немного фантазии.

 

«Мертвая» зона и «смертельная» зона

       В каждой «мертвой» зоне есть еще и «смертельная» зона - сектор, в котором, если ошибется водитель соседней машины, вам больше всего угрожает быть сбитым, и это может стоить жизни. Как только ваше переднее колесо поравнялось с линией заднего бампера - вы в «смертельной» зоне и будете в ней оставаться, пока не обгоните это авто. Площадь «смертельной» зоны, а значит, и степень исходящей от нее угрозы зависит от конкретной машины. «Волга» 1974 года выпуска не в состоянии менять полосу движения так же быстро, как Lotus, хотя его «смертельная» зона определенно длиннее.

       Водители мотоциклов часто вынуждены ехать в «мертвой» зоне, особенно на многополосных дорогах, где темп продвижения потока заставляет оставаться в «мертвой» зоне машин, едущих по соседней полосе. В таком случае нужно либо увеличить дистанцию, чтобы попасть в зеркала соседней машины, либо сократить ее, чтобы попасть в зеркала следующей машины на соседней полосе.


 

 

       Не забывайте держать интервал. Иногда его нужно уменьшить, чтобы попасть в зеркала соседа, а иногда увеличить - на случай, если он вдруг решит перестроиться. И постарайтесь покинуть «смертельную» зону как можно скорее. Грамотное движение в трафике - это постоянный выбор скорости и позиции, что требует концентрации не меньшей, чем спортсменам-«кольцевикам» во время гонок.

       Эксперт советует держаться в левой трети полосы, и в большинстве случаев этот совет не лишен смысла. Водитель передней машины может видеть вас в левом и салонном зеркалах (если, конечно, он вообще смотрит в них). Однако не стоит слишком цепляться за это место, потому что тогда вас не увидит водитель машины, находящейся в полосе справа. Так что пользуйтесь всей шириной полосы, старайтесь «засветиться» во всех зеркалах соседей по потоку и при этом оставаться подальше от них. На многополосной дороге следует ехать так, чтобы быть видимым в зеркалах передней машины, пока это безопасно, и смещаться в сторону при опережении машин на соседних полосах, чтобы обеспечить себе необходимый интервал при проезде их «смертельной» зоны. Пара дополнительных сантиметров между бортом машины и вашими коленями никогда не бывает лишней.

       Те, кто ездит в основном по городу, привыкли часто (примерно раз в пять секунд) проверять по отражению в зеркалах свою позицию. Это полезная привычка. Но ее можно сделать еще полезней, если привыкнуть одновременно со взглядом в зеркало выключать поворотник. Дело в том, что невыключенный поворотник приводит к аварии гораздо чаще, чем можно предположить. На большинстве современных мотоциклов поворотники выключаются простым нажатием на клавишу, так что совсем не трудно выключать их почаще - на всякий случай. Каждые пять секунд - зеркала и поворотники.

       Некоторые вообще не пользуются поворотниками - боятся, что забудут их выключить. Это неправильно. Поворотники нужны, чтобы заявить о своих намерениях - перестроении, повороте и т. д. Кроме того, поворотник как раздражитель, привлекает внимание, а значит, делает мотоциклиста болеа заметным. Поворотник поможет водителю передней машины увидеть вас, когда вы пойдете на обгон, и избежать ситуации, когда он решит пойти на обгон одновременно с вами и вам придется сражаться за один и тот же кусок асфальта. Догадываетесь, кто победит?


 

Езжай посередине «полосы».

       И раз уж речь зашла о световых прибоpax, вот еще один совет - включайте дальний свет в светлое время суток - он прибавит вам заметности. Однако если вы долго едете за какой-то машиной, переключитесь на ближний, чтобы сильным световым потоком своей фары не утомлять и не раздражать водителя. Конечно, это значит, что вам придется часто переключить свет фар, но ведь себе во благо!

       Главным образом угрозы исходят от тех, кто движется спереди или сбоку от вас, но это не значит, что не нужно думать о том, что происходит сзади. Как уже советовал, периодически, примерно раз в пять секунд, проверяйте в зеркалах, что происходит за спиной. Перед перестроением полезно бросить взгляд через плечо - дабы убедиться, что полоса свободна. Хотя в плотном трафике порою нет времени крутить головой. Поэтому нужно смотреть в зеркала быстро и запоминать картинку, а оценивать ее, уже переведя взгляд вперед. Если вы как следует освоите этот прием, запомнившиеся картинки станут складываться в подобие фильма, и вы сможете представлять ситуацию сзади в динамике. «Мертвая» зона у мотоцикла может быть очень большой. Если не успеваете оглянуться, используйте ручку газа как инструмент для борьбы с опасным пространством. Небольшое ускорение поможет переместить «мертвую» зону так, что сосед по потоку покажется в зеркалах. Это не столь безопасно, как взгляд через плечо, но иногда оторвать взгляд от дороги еще опаснее. Полезно также держать обороты в зоне максимального крутящего момента - чтобы в любой момент суметь ускориться. Для джипа с мотором V8 достаточно и 2500 оборотов, большинство же мотоциклов нужно раскручивать посильнее, чтобы вылететь в дырку, образовавшуюся в потоке, или очистить «мертвую» зону. Кстати, если вы подбираете себе мотоцикл для ежедневных поездок на работу, ищите модель с большой величиной и ровной характеристикой крутящего момента. Именно для того, чтобы сохранять возможность ускоряться практически с любых оборотов.

       Езда в зоне максимального крутящего момента требует освоения еще одного навыка. Дело в том, что закрытие газа на высоких оборотах приводит к торможению двигателем, причем замедление может быть более эффективным, чем у машины с автоматической коробкой передач. Поэтому в момент закрытия газа полезно несколько раз мигнуть стоп-сигналом - водитель автомобиля будет предупрежден, обострится его внимание, и он начнет тормозить пораньше. А если не начнет? Срывайтесь вперед и влезайте в щель между машинами.

       Научитесь читать трафик - предугадывать, где тот или иной автомобиль окажется через некоторое время. Попробуйте основательно изучить маршруты и зафиксировать места и направления, где возможны заторы или пробки. Например, если вы едете в 8:45, то, скрее всего, максимально плотный поток будет в направлении центра города.


 

Сваливай из «мертвой» зоны!

       Не забывайте учитывать положение солнца, особенно по утрам и вечерам. Если вечером едете на восток, считайте, что все, кто выезжает с боковых дорог, вас просто не видят. Научитесь распознавать даже «слабопотенциальные» опасности, вроде очереди автомобилей, ожидающих возможности повернуть налево через вашу полосу... Чтение трафика сродни игре, в которую вы вынуждены играть независимо от того, сколько колес у вашего транспортного средства. Можете ли вы предугадать, что сделает вот этот или другой автомобили в следующую секунду? Возможно, он начнет перестраиваться. На машине номера чужого города? Значит, способен вдруг метнуться на съезд с магистрали. Некоторые водители на некоторых машинах при смене полосы не ускоряются, а замедляют ход. Вы в состоянии это предугадать? У кого-то может не хватить терпения, и он начнет выезжать с боковой дороги прямо перед вами. А это как предвидеть? Если вы видите движение левой руки, значит, сейчас он включит поворотник и начнет перестраиваться. Его быстрый взгляд через плечо означает быстрое перестроение. Научитесь распознавать намерения других по поведению, и тогда они не застанут вас врасплох, даже если не включат поворотник или не посмотрят через плечо при перестроении.

       Часть вашего мозга должна постоянно выстраивать запасные варианты на случаи неожиданностей. Как правило, это экстренное торможение, но с тем же успехом это может быть интенсивное ускорение или протискивание в щель между двумя машинами... Прикидывайте: что еще может произойти?.. и вы станете так выбирать положение в потоке, чтобы у вас всегда оставался запасной вариант.

       Будьте беспощадны в оценках самого себя. Произошло что-то неожиданное? Проанализируйте, чем вы занимались за мгновение до этого? Какой это был тип водителя и машины? Прозевали ли вы что-то настораживающее. Если неожиданность была по-настоящему опасной и вам пришлось задействовать запасной план, вы должны вынести урок из своих ошибок и навсегда его запомнить. Чтение трафика помогает всегда быть готовым к любым неприятностям, которые устраивают вам городские улицы. Удачи на дорогах!


 

Если солнечные блики в зеркале слепят, не ленитесь контролировать ситуацию без него - непосредственно глазами.

       Остерегайся: линий дорожной разметки (они скользкие), битумных заплат, снятого асфальта на покрытии, трамвайных и ж/д переездов, выдавленных колесами автомобилей колей в асфальте.

 

Александр РЯБИКИН (Рига), инструктор школы
водительского мастерства Pilot Racing Team

Журнал МОТО

Hosted by uCoz