Сегодня мы разложим по косточкам, точнее, по деталям ковровский силовой агрегат 3М-01. Усложнит задачу то, что мотор мы взяли от «Фермера» с принудительным охлаждением. Всем владельцам «4ШП», «Фермеров» и мотоплугов ковровского производства будет полезно узнать, как разбирается система привода крыльчатки вентилятора.

Основные трудности, связанные с полной разборкой двигателя, обычно вызваны отсутствием специальных съемников. Без них действительно не обойтись. Но посмотрите внимательно на наш съемник. Его можно изготовить самостоятельно из листа железа, куска трубы и большого болта с гайкой - было бы желание. В остальном, нам потребуются обычные гаечные ключи и мощная отвертка.


 

1. Предварительно слейте из коробки передач масло, снимите рычаги кикстартера и переключения передач. Снимите правую крышку двигателя, открутите винты креплений и демонтируйте статор генератора. Спрессовать ротор с цапфы коленчатого вала можно с помощью киянки. Нанесите ею удар по боковой поверхности ротора - и он останется у вас в руках.


 

2. Положите двигатель правым боком на деревянную рамку - так работать удобнее. Удалите пластмассовый кожух ременной передачи, сожмите ремень рукой и открутите болт крепления ведущего шкива. Внимание: снимая шкив с вала, не растеряйте регулировочные шайбы (они устанавливаются между половинками шкива и определяют его рабочий радиус).


 

3. Снимите кожух цилиндра, открутите весь крепеж, связывающий корпус крыльчатки с головкой цилиндра и левой крышкой картера. Мощной отверткой подденьте корпус крыльчатки в районе установочной втулки.


 

4. Открутите гайки крепления и снимите головку цилиндра. «Прикипевший» на прокладке цилиндр подденьте мощными отвертками или монтажными лопатками, уперев их в приливы на картере. Будьте осторожны, не повредите прокладку!

 


 

5. Мощной отверткой-выручалочкой открутите пять винтов крепления левой крышки двигателя и снимите ее. «Стронуть» ее с места можно легким ударом киянки.


 

6. Разберите пакет сцепления, используя крючок из спицы. Возьмите специальное приспособление-фиксатор (старый железный диск с приваренным к нему прутком), уложите его в корзину сцепления, уперев прутком в вал кикстартера, и открутите (резьба левая!) гайку крепления внутреннего барабана сцепления.


 

7. Переставьте фиксатор ручкой с другой стороны вала кикстартера и открутите гайку крепления ведущей звездочки моторной передачи.


 

8. Возьмите рожковый ключ «22x19» или «24x22». Зевом «на 22», уперев нижний рожок в прилив картера, спрессуйте звездочку, ударив молотком по другому концу ключа. Снимите моторную передачу в сборе. Наклоните двигатель на левый бок и нажмите на шток выжима сцепления: из первичного вала вывалится шарик. Отложите его, чтобы он не потерялся.


 

 

9. Открутите 12 (!) винтов, стягивающих половины картера. Возьмите один из длинных болтов и выбейте им и мягким молотком установочные втулки. Закрепите съемник с правой стороны картера и давите на цапфу коленчатого вала - картер расколется, как скорлупа зрелого грецкого ореха.


 

10. Закрепите съемник на левой половине картера и выпрессуйте коленвал. Будьте осторожны: он тяжелый и может упасть вам на ногу.


 

11. Расконтрите и открутите болты крепления основания фиксатора пружины вала механизма переключения передач и снимите его (чтобы не мешал демонтажу кулисы) вместе с валом переключения КП.


 

12. Расконтрите и открутите болты крепления кулисы. Снимите ее вместе с валами КП, нанося легкие удары по первичному валу.

Теперь, когда силовой агрегат разобран полностью, можно оценить состояние скрытых от взгляда деталей и при необходимости заменить их.

Сборка, как обычно, производится в обратной последовательности. Устанавливая кулису, не забудьте (не потеряйте) ее фиксатор, а устанавливая левую крышку двигателя, правильно совместите пазы эластичной муфты с выступами вала ведущего шкива. Так же перед тем, как затягивать винты, стягивающие картер, забейте на место установочные втулки.

Вот и все. Перепутать что-либо практически невозможно. Если вы, конечно, не «Кутузов» из «Бриллиантовой руки».

Hosted by uCoz