"ПИЛОТ" И ЕГО КОМАНДА
Далеко не каждый мотоцикл способен выдержать экстремальные условия не
тронутого цивилизацией бездорожья. Иномарки здесь не пойдут: форсированные
моторы пожирают высокооктановый бензин, которого в настоящей глубинке "днем с
огнем"… Отечественная техника – вот с чем здесь вольготно. Вот мы и проверили ее
высокогорьем — дали жару.
ВЫРВЕТ, ВЫБЬЕТ, ИСКОРЕЖИТ…
Не будем забывать, что горы – это не только красивые
виды и чистый воздух, но и обилие всевозможных естественных "полос препятствий",
на которых развалить мотоцикл проще простого. Десятки измочаленных грузовиками
километров в высокогорных степях в состоянии "вытрясти душу" из любой, даже
самой совершенной подвески. Каменные осыпи легко выбьют руль из крепких рук, и
тогда деформации рамы не избежать. Невероятные крутяки на серпантинах конных
троп заставляют постоянно буксовать сцеплением… Надо ли говорить, чем это
заканчивается! На "десерт" – болота. Знаете, какие болота в горах? Совсем не те,
что на равнине: острые камни, притаившиеся в вязкой жиже, так и норовят вырвать
"с корнем" все, что ниже картера, да и его, бедолагу, тоже.
…Ну не производят у нас полноценные мотоциклы для
бездорожья! Так оборудуем "стандарты"! Горный поход высшей категории сложности –
это вам не дефиле в выходные, а потому что попало из техники брать в него
негоже. Выбрали старых знакомых: мотоциклы "ЗиД-200", "Сова-200" и… мокик
"Пилот". Удивляетесь? Мы тоже не знали, правильно ли делаем. Но, опробованные в
предыдущих пробегах, эти машины практически не давали повода сомневаться в их
надежности.
Наши минимальные переделки свелись к установке
багажников, 33-литрового бака "Acerbis" на "Сову" и замене штатных задних
покрышек на кроссовые "Pirelli МТ18" на "Пилот" и "Сову". Кроме того, на
ковровском заводе по нашему заказу изготовили новые звездочки главной передачи.
Мотоциклы получили передаточное отношение 6,7 и цепи с шагом 15,875 мм, а мопед
– 5,4 при "родном" шаге цепи. И – все.
К ТУРСЛУЖБЕ ПРИГОДЕН
Хоть "Пилот" с успехом прошел весь прошлогодний
маршрут рейда в Прикаспийской пустыне "Караван-98", я скептически относился к
его пригодности в горно-внедорожно-туристических условиях. Приятные открытия
начались еще в мастерской при подготовке мокика. Мне доводилось разбирать
полностью или частично все отечественные мотоциклы, так что поверьте: подобной,
с точки зрения оптимальности, конструкции не встречал. Например, чтобы
установить на "полтинник" кроссовую покрышку 90/100–16, пришлось сместить вперед
корпус воздушного фильтра. Сложилось впечатление, что конструкторы – молодцы! –
предусмотрели такую возможность! Крепление ведущей звездочки главной передачи
заняло всего минуту и не потребовало из инструмента ничего, кроме отвертки… И
так – во всем!
Увязан багаж (стандартный багажник оказался совсем
неплох), залита горючим дополнительная пятилитровка – можно двигаться в путь. Но
вот беда, еще не тронувшись, замечаю две веселенькие струйки масла на перьях
вилки. Неплохое начало! Посмотрим, что будет дальше.
Первые десятки километров по высокогорной степи
"Пилот" шел вровень с "Совой" и "ЗиДом". Подвески вполне справлялись с
неровностями, уверенно работали на "гребенке", не давая усомниться в малой
энергоемкости амортизаторов. Даже хлипкая передняя вилка срабатывала до упора не
так часто, как ожидал. Это при том, что нагрузка на мокик превышала паспортные
100 кг! Еще выше оценил мальца к концу дня, когда пересел на "Сову". Нежесткая
рама, "плавающий" маятник, несуразно торчащий рычаг кикстартера – ко всему этому
приходится привыкать. Потянуло на "Пилот": на малыше едешь и отдыхаешь. Не
только из-за того, что он легче. Жесткая ходовая часть мокика в сочетании с
малой базой позволяли выделывать все, что угодно: надо переставить мокик в
колеях – дергаешь за руль и переставляешь. После мотоциклов он казался игрушкой.
Вывод: да, эта машинка для экстремальных туров вполне пригодна.
А ТЫ ЧУТКИЙ, МАЛЕЦ…
Подъем на холм (типично американское развлечение) для
нас – всего лишь очередной этап теста. "ЗиД-200" остается внизу, его кривая рама
не слишком хороша для балансирования на склоне (дефект мы обнаружили уже на
маршруте: до нас, похоже, мотоцикл кто-то грохнул со всего маху). Лезем вверх на
"Пилоте" и "Сове". Тропинка, взмывающая по каменной осыпи, не то чтобы пугала,
но вызывала легкие сомнения: пройдем ли? Мотоцикл – не лошадь, он буксует даже
на кроссовой резине. Но чем лучше мотор тянет на "низах", чем большее
передаточное отношение главной передачи, тем медленнее крутится заднее колесо –
и тем меньше его склонность к пробуксовке. "Сова" здесь давала фору "Пилоту":
200 смз и большее передаточное отношение уверенно "тащили" мотоцикл в гору. Но
лишь до настоящей крутизны. На ней решающую роль сыграл вес: "Пилот" взял пальму
первенства!
Спуск добавляет впечатлений и в очередной раз
заставляет подивиться мокику – его тормозам: они чутко реагировали на тонко
дозируемые усилия. Что сильно контрастировало с "совиными".
НАШЕ – ЗНАЧИТ ЛУЧШЕЕ!
Вы этому утверждению не верите? Вот вам факты. На
протяжении всего 737-километрового горного рейда вышла из строя катушка
зажигания "Совы", сломался (но от падения) рычаг сцепления "ЗиДа" и полностью
вытекла передняя вилка "Пилота". С точки зрения конструкции, серьезные нарекания
вызвала ниша заднего колеса "ЗиДа" – кроссовая резина влезает туда неохотно,
цепляет за крыло при каждом сжатии подвески. И все!
Одна из задач пробега – оценить карбюратор "Йиков",
установленный на "ЗиД-200", и сравнить его с К-65 на "Сове" (двигатели их
одинаковые). В обычном дорожном режиме разницы мы не заметили. Но стоило
попробовать завести мотор после того, как тот длительное время поработал на
оборотах, близких к максимальным (а что вы хотели в горах!), как запуск "ЗиДа"
стал затруднен, чего нельзя сказать о "Сове". Замеры расхода топлива подтвердили
предположение: "ЗиД" более прожорлив (см. таблицу).
Оставшиеся "на десерт" болота только лишний раз
подтвердили великолепные способности шин "Pirelli МТ18" на бездорожье. В меру
жесткие, они не только прекрасно гребли грязюку, но и не доставляли проблем с
управляемостью на твердом покрытии.
Суммируя же впечатления, подытожу: "Пилот" –
бесспорно, лучшее изделие нашего мотопрома за последние годы и он стал лидером в
тройке испытуемых. "Сова" и "ЗиД" выдающихся характеристик не
продемонстрировали, но показали завидную надежность. А что еще надо для наших
условий!
КРАТКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОЦИКЛОВ И МОКИКА |
|
"Сова" |
"ЗиД-200" |
"Пилот" |
Двигатель |
одноцилиндровый, двухтактный с
лепестковым клапаном на впуске |
Рабочий объем, смз |
196,9 |
196,9 |
49,9 |
Мощность, л. с. при об/мин |
15/5500 |
15/5500 |
3,5/6200 |
Крутящий момент, Н.м при об/мин |
18,6/5200 |
18,6/5500 |
4,4/5800 |
Передаточное отношение главной передачи, штатное/измененное (число
зубьев) |
2,8(42:15)/6,7(60:9) |
2,8(42:15)/6,7(60:9) |
3,0(42:14)/5,4(65:12) |
Шаг цепи главной передачи (штатный/измененный), мм |
12,7/15,875 |
12,7/15,875 |
12,7/12,7 |
Масса сухая, кг |
122 |
123 |
76 |
Грузоподъемность, кг |
200 |
185 |
100 |
Средний расход топлива за время пробега, л/100 км |
6,4 |
7,3 |
4,1 |
Журнал МОТО №10/99