Внедорожный ЗДК-200 2ШП
История создания этого прототипа смахивает на детективный рассказ, изобилующий неожиданными поворотами событий, в котором от трагического до смешного (и наоборот) – один шаг.
Все началось пару лет назад, когда на Дегтяревский завод обратился английский
предприниматель Нейв Мэйсон. Он предложил изготовить несколько моделей
мотоциклов и ATV, в числе которых и ЗДК-200 2ШП, предназначенный для езды вне
дорог общего пользования. Со своей стороны Мейсон обещал обеспечить завод
тысячными заказами на технику и не на один год вперед. Основное требование
задания – сконструировать ATV на основе серийных узлов «Фермера» и ЗиД-200 –
расчетливый бизнесмен не собирался сорить фунтами, он был заинтересован
минимизировать бюджет создания «лаптя». В Британии Нейв с братом держит фирму
Off Road Leisure (внедорожные развлечения), в ее состав входят несколько парков
аттракционов. В них все желающие, которым надоели выскобленные до блеска дороги,
могли себе позволить оторваться на полную катушку, носясь по песку и грязи без
особого вреда для здоровья.
Внешне ЗДК-200 отличается от ЗиД-200 ходовой частью. Передняя вилка заимствована
от «Фермера», задняя подвеска из-за того, что в ней сверхширокое колесо, –
оригинальной конструкции. Поэтому привод к нему осуществляется в две ступени – с
промежуточным валом, проходящим через поперечную трубу маятника. В этом
механизме затаилась грубая конструкторская недоработка: первая цепь лишена
механизма регулировки натяжения. Конструкторы здорово лопухнулись, так что сразу
и не скажешь – смешно это или трагично: после неизбежного растяжения цепь
подлежит замене.
Первое
боевое крещение в России прототип получил во время организованного журналом
«Мото» экстрим-рейда «Караван-2001» в Прикаспийских песках – лучшего испытания
для «пескохода» не придумать. Не приходится долго описывать ощущения водителя за
рулем этого аппарата, достаточно сказать одно: ЗДК-200 сам себе выбирает курс.
Попытки более активного вмешательства в процесс управления приводят главным
образом к обильному потовыделению, но не к корректировке курса. На укатанной
грунтовке при максимальной скорости 70 км/ч колеса постоянно подпрыгивают на
манер их дальнего родича – баскетбольного мяча, и потому мотоцикл добрую часть
пути проводит в воздухе. Зависть к оранжевому собрату тут ни при чем – просто
подвески не успевают погасить энергию перемещения огромных неподрессоренных масс
колес. Шины не только непомерно тяжелы, но настолько жестки, что практически не
нуждаются в предписанном инструкцией по эксплуатации внутреннем давлении воздуха
(0,5/Кг). А виной тому анекдотичные обстоятельства: резина, которой оснастили
прототип, создавалась вначале для ATV, и тогда никто не обратил внимания на то,
что в техническое задание на резину двухколесника, направленное Ярославскому
шинному заводу, вкралась ошибка: массу ATV (составляющую 350 кг) забыли
разделить на четыре . Колеса такими и сделали – каждое в состоянии нести
нагрузку целого ATV. Вот откуда прыгучесть «лаптя» – она выбивает из спины
позвоночник, и долго продолжать такую езду, мягко говоря, не хочется.
Попытка изменить тактику и двигаться со скоростью 30–40 км/ч приводит к тому,
что двигатель – он ведь воздушного охлаждения – быстро перегревается. Без
системы принудительного охлаждения мотора на таком мотоцикле в пустыне – а
впрочем, не только в ней – в жару делать нечего.
Второй этап испытаний ЗДК-200 2ШП прошел в зимнем Подмосковье. Болотистая
местность, песок и суглинок – вот где машина чувствует себя в полном порядке. Ее
устойчивость на скользкой поверхности впечатляет! Если на кроссовом мотоцикле
заднее колесо в любой момент может сорваться в занос, то «лапти» ЗДК и намека не
дают на такую угрозу. При минусовой температуре тепловой режим двигателя более
стабилен, перегревы в таких условиях не случались. Это если ехать по дорогам
средней паршивости. А вот в вязких «грязевых ваннах» его мощности явно не
хватало, и для компенсации ее дефицита приходилось поддерживать высокие обороты
коленвала. Известное дело – для преодоления участков запущенного бездорожья
буксующее заднее колесо – ездоку плохой помощник. Пожелание конструкторам
завода: займитесь подбором звездочек главной передачи! Вы же и без нас знаете,
что, понизив максимальную скорость до 30–40 км/ч (70 км/ч – не для «лаптя»),
легко получить существенную добавку тяги на «низах». И тогда широкие колеса
вывезут из самого матерого бездорожья.
Но вернемся к Нейву Мэйсону. Его роман с «лаптем» оказался недолгим – их
разлучили «родители». И поделом: «жених»-иностранец увез-таки несколько сотен
ATV и несколько ЗДК-200 в туманный Альбион, там Нейв с братцем под сводами –
нет, не фамильного замка, а бывшей кроватной фабрики «напомаживали»,
«переодевали» дегтяревские машины (устанавливали светотехнику, наклеивали
цветастые аппликации со своими фамильными логотипами) и ...выдавали ЗиДы за
изделия собственного изготовления. За плагиат и были наказаны: поставки техники
жуликоватым братцам прекращены. Трагикомедия обрела классический финал: зло
наказано!.. Правда, и добро тоже: ЗиД лишился заказов. Да ведь у россиян
собственная гордость! (Это – без тени иронии.)
Резиновые ручки, надетые на «голый» руль, легко слетают – стоит влаге попасть вовнутрь. |
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА | |||
Общие данные | |||
Модель Год дебюта Сухая масса, кг База, мм Габаритные размеры, мм Высота по седлу, мм Объем бензобака, л |
ЗДК-200 2ШП 2000 155 1400 2100х1150х1200 870 15 |
||
Двигатель | |||
Тип Система газораспределения Рабочий объем, см3 Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Максимальная мощность, л.с. при об/мин Максимальный крутящий момент, Н.м при об/мин Система охлаждения Система питания Система запуска |
1-цилиндровый, 2-тактный лепестковый клапан 196,9 66х57,6 15/5500 18,6/5200 воздушная карбюратор с диаметром диффузора 26 мм кикстартер |
||
Трансмиссия | |||
Сцепление Коробка передач Главная передача |
многодисковое в масляной
ванне 4-ступенчатая цепью |
||
Ходовая часть | |||
Рама Передняя подвеска Задняя подвеска Тормоза Передняя шина Задняя шина |
дуплексная, стальная телескопическая вилка маятниковая с моноамортизатором барабанного типа 580х270 580х270 |
||
Динамика и экономичность | |||
Максимальная скорость, км/ч Расход топлива (средний), л/100 км |
70 7,5–8 |
Журнал Мото
№3/2002