То потухнет,
то погаснет
Обычно проблемы с электричеством на мотоцикле (когда, в
том числе, пропадает свет) возникают, если нарушается контакт в штекерных
колодках и переключателях на руле. С этими неполадками большинство
разберется самостоятельно. Мы же рассмотрим более тяжелый случай – связанный с
неисправностью генератора.
Любителям работать с "удобствами"
рекомендуем спаять простейший пробник (рис. 1). Он поможет оперативно
определить, что именно вышло из строя. Прибор (назовем его так) состоит из трех
светодиодов и трех резисторов. Основанием может служить штекерный разъем от
неисправного БКСа, а крышкой – любая подходящая по размеру деталь (на рис. 2 –
крышка от реле).
Для экспресс-диагностики достаточно отсоединить от БКС жгут проводки, идущий от
генератора, и подсоединить к нему самодельный пробник. Несколько раз нажмите на
рычаг кикстартера. Когда обмотки в генераторе ("световые", зажигания и датчика)
исправны, все лампочки дружно вспыхивают. Если какая-то из них не горит, – цепь,
к которой она подключена, неисправна.
Перегорание обмоток и межвитковые замыкания в катушках генераторов легких
мотоциклов – не редкость. Оптимальный выход из положения – его замена. Если по
каким-то причинам это невозможно, придется выполнить нестандартный ремонт:
заменить самостоятельно катушки ("световые" или зажигание). Конечно, если они у
вас есть под рукой и точно от такого же типа генератора!
1. Снимите статор
генератора с двигателя. Высверлите две "зачеканки" крышки генератора, которые
фиксируют ее на корпусе статора. Снимите датчик момента искрообразования (на
старых моделях) и отсоедините все провода от выводов на крышке. Наносите легкие
удары молотка по бородку – так вы спрессуете крышку. Удары наносите поочередно,
с противоположных сторон. Будьте аккуратны: перекос крышки чреват изгибом
пластин магнитопровода генератора.
2. Отогните отверткой все ушки
фигурных шайб, фиксирующих катушки. Если какие-то из них сломаются, не
расстраивайтесь – они вам больше не понадобятся.
3. Запомните, а еще лучше
зарисуйте, как соединены между собой катушки. Лишь после этого извлеките их из
статора. Тут вы и обнаружите перегоревшие катушки – по характерному цвету и
запаху горелой изоляции. Катушки с обрывом определите омметром.
4. Картонные прокладки, изолирующие
световые катушки от статора, довольно надежны. Но при длительной эксплуатации
они все же могут протереться. Можно дополнительно заизолировать катушки:
обмажьте их силиконом (или любым пластичным герметиком типа "Гермесил") и, не
давая герметику подсохнуть, обмотайте их полоской тонкой хлопчатобумажной ткани.
5. Замените вышедшие из
строя катушки – впаяйте в схему исправные.
6. Подберите хлорвиниловый
кембрик, который со значительным усилием надевается на пропаянные скрутки
соединений катушек. Это лучшая изоляция соединений.
7. Обильно смажьте
герметиком магнитопровод статора и установите катушки на место – на время
полимеризации герметика катушки можно расклинить маленькими деревянными
клинышками.
8. Слабыми ударами молотка
напрессуйте крышку на статор. "Посадите" ее с небольшим смещением относительно
высверленного при разборке отверстия (примерно на половину диаметра).
Тупым керном или пробойником зачеканьте металл крышки в углубления на статоре.
МОТО
№3/2003