По дорогам России бегает уже несколько десятков тысяч этих маленьких "эндуристых" "Пилотов", в основном, за рулем их – молодежь. Горячие головы и неутомимые руки готовы взять напильники и ножовки, поколдовать над своими любимцами, чтобы затем, на дороге, всем показать свою спину...
Уже при доводке первых опытных
моторов "Пилота" удавалось снимать более 6 л. с., а в техническое задание мокика
(для безопасной динамики при обгонах) заложены 3,5 л. с. То есть, как это ни
парадоксально, перед заводом стоит задача понижения мощности и ограничения
скорости. Разработчики поступили просто: поставили не ахти как настроенный
глушитель и задали такое передаточное отношение трансмиссии, при котором мотор
"перекручивается" после 50 км/ч.
Посмотрим, что же мешает форсировке? Рама у "Пилота" скомпонована так, что
установить настроенный объемный глушитель с большими конусами невозможно.
Поэтому "потолок" форсировки – 4 л. с. Можно было бы поднять мощность за счет
увеличения степени сжатия или оборотов, но при этом заметно снизится надежность
подшипника нижней головки шатуна. Сейчас реальный ресурс двигателей составляет
10 000 км, и любые работы по форсировке неизбежно приведут к сокращению общего
пробега до отказа мотора. Кто дорожит своей техникой и бережет каждую копейку, –
немедленно закройте журнал! Остальные могут продолжить чтение...
Основное мероприятие в доводке системы впуска – установка другого карбюратора с
диффузором 14 или 16 мм и подбор главного жиклера с большим проходным сечением.
Делать это надо в последнюю очередь, после работ с глушителем и цилиндром.
К качеству литья каналов цилиндров и точности их совпадения претензий нет. Тем
не менее повозиться с цилиндром можно было бы. Но без настроенного выпуска
заниматься этим бессмысленно.
Получить прирост мощности проще всего за счет увеличения оборотов
коленвала. Этого можно добиться, подняв на 1 мм высоту выпускных окон. Для
небольшого повышения степени сжатия нижнюю посадочную плоскость цилиндра
подрезают на станке на 0,5 мм (после процедуры заправляйтесь 93-им бензином!).
Однако это опять-таки приведет к лишней нагрузке на подшипник нижней головки
шатуна.
Вообще, этот подшипник (кстати, заимствованный от "Минска") – главный барьер на
пути форсирования. Размерность подшипника (диаметр пальца 16 мм) такая же, как
на распространенном в Европе "Дерби", правда, качество оставляет желать лучшего.
При самостоятельном подборе подшипника по зарубежным каталогам следует
заказывать предназначенные именно для нижней головки шатуна, а не какие другие.
Стоит подобрать добрую свечу. Лучше всего – свеча "Бош" марки W6BS. Выбирайте
магазин, где ее покупаете, и не забывайте посмотреть, чтобы она была изготовлена
в Германии.
А теперь поговорим об основном объекте форсировки – глушителе. Классический
настроенный глушитель (извините за ликбез) – это резонансная система, состоящая
из двух конусов, цилиндрической части и глушащего насадка. На "Пилоте" же
(приоткроем заводскую тайну) глушитель был спроектирован на кульмане,
руководствуясь соображениями эстетики.
Любопытно решили вопрос с глушителем на мотобольном "Пилоте": в нем рама
разрезана на куски и глушитель размещен под седлом. За счет большего объема
резонатора мощность мотора увеличилась на 1 л. с.! Но это еще не все.
Существенно улучшилась тяга на "низах". Так, мотор принимает нагрузку уже с 1800
об/мин (для сведения: на "Пилоте" 1500 об/мин – еще холостой ход!).
Можно посоветовать следующую доработку: взять резонатор, аккуратно снять верхний
и нижний швы и вварить две пластины шириной около 10 мм. Увеличившийся таким
образом объем резонатора поднимет мощность приблизительно на половину силы. А
если найти хороший иностранный глушитель (на заводе пробовали от тайваньского
мотороллера "Jet 50"), то выстреливать мокик будет как из пушки. Вопрос в том,
каким станет внешний вид?
Увеличив ведущую (или уменьшив ведомую) звездочку, можно дать раскрутиться
мотору и увеличить скорость мокика до 65–70 км/ч. В принципе для существующей
ходовой и тормозов такая скорость будет просто опасна. Понадобится провести
глобальный тюнинг всего мокика.
Кстати, на ЗиДе вынашивается идея создать "полтинник", как говорят, "без
ограничения". Чем же конструкторы предполагают начинить этот мини-мотоцикл?
Прежде всего электростартером, работа над которым уже идет полным ходом,
немецкими подшипниками нижней головки шатуна и системой раздельной смазки.
Высокую мощность обеспечат карбюраторы "Йиков" и оптимальной формы глушитель
(рама будет спроектирована специально под него). В перспективе мокик оснастят
жидкостным охлаждением и уравновешивающим валом. Реализовать мощность поможет
пятиступенчатая коробка передач, опытный образец которой уже сделан.
Правда, подобная модернизация сразу переведет "Пилот" в другую весовую
категорию, лишит его всех прелестей мокика – и "права" понадобятся ездоку, и
регистрация машины... Но все равно такой мотор нужен! И мотоспортсменам, и
картингистам, да и просто фанатам подобных "блохариков", способных "делать" на
прием более тяжеловесные тачки...
МОТО №2/1999